Мурузи Александр Дмитриевич (1807—1880)
Мурузи обучался в Пажеском корпусе, служил в лейб-кирасирском полку, а после отставки обосновался в Санкт-Петербурге, где и задумал построить на Литейном доходный дом в мавританском стиле.
1828- князь, корнет Гусарского полка (по полковому счету 2-й, первый- брат
Мурузи Егор Дмитриевич)владел в СПб домом -Литейный пр., 24/27
Пятиэтажный дом на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (бывшей Пантелеймоновской) - великолепный образчик мавританского стиля, который был популярен в России в 70-е годы 19 века. Мавританский стиль был одним из многих направлений в эклектике - архитектурном стиле, который предполагал объединять в одном сооружении элементы самых различных стилей в разных сочетаниях. Как правило, мавританский стиль ассоциировался с роскошью и богатством и впервые был применен при постройке доходного дома, рассчитанного в основном на состоятельных жильцов.
Изысканные фасады дома Мурузи украшены многочисленными эркерами, нишами и балконами, оформлены арками и тонкими терракотовыми полуколоннами, покрыты арабесками и религиозными надписями, которые исполнены с добротной этнографической точностью. В наши дни трудно в полной мере оценить, как выглядел в глазах современников дом Мурузи: не уцелели ни перила балконов из листового цинка, ни чугунные балконы-зонтики над подъездами. И все же утонченный абрис дома со сводчатыми окнами до сих пор напоминает экзотическую птицу, неведомо как залетевшую в северный Петербург.
История этого дома не менее экзотична, чем его внешний облик. В 1800 году участок земли с деревянным особняком, на месте которого был построен дом Мурузи, принадлежал русскому мореплавателю, совершившему кругосветное путешествие, одному из основателей Российско-Американской компании Н. П. Резанову (1764-1807). (Ему посвящена рок-опера А. Рыбникова по поэме А. Вознесенского "Юнона и Авось").
Наследники Резанова продали участок с особняком богатому купцу А. Меншуткину, . В 1848-1850 гг. зданием владел сын министра внутренних дел при Александре I, знаток и собиратель древностей князь В. В. Кочубей. На месте сада дома Кочубея Ф. Достоевский поместил дом генерала Епанчина в романе "Идиот".
После смерти Кочубея здесь долго жила его вдова. На месте деревянного особняка с тихим тенистым садом, который так выделялся среди каменных построек Литейного проспекта, Ф. Достоевский в романе "Идиот" поместил доходный дом генерала Епанчина.
В 1874 году участок с особняком приобрел князь А. Мурузи. Он происходил из византийского княжеского рода. Отец князя Мурузи служил туркам, но тайно способствовал присоединению Молдавии к России, за что в итоге и был казнен турками. Вдова казненного с детьми перебралась в Россию.
Строительство дома началось в 1874 году, сразу же после покупки участка. Старый деревянный особняк был разобран, и на его месте в течение двух лет возводился доходный дом по проекту архитектора А. Серебрякова. Детальная отделка здания снаружи и изнутри была разработана помощниками Серебрякова, архитекторами П. Шестовым и Н. Султановым. А. Серебряков по поручению князя Мурузи ездил в Испанию, чтобы скопировать там религиозные мавританские надписи, которые потом были использованы в декоре здания. Работы по отделке квартиры самого князя в 26 комнатах на углу второго этажа по Литейному проспекту завершились только в 1877 году.
Постройка дома Мурузи принесла Серебрякову громкую славу. За ходом строительства пристально следила пресса, что было само по себе неслыханно, так как в те годы в Петербурге возводились сотни доходных домов. Изнутри дом также был отделан в мавританском стиле. В нем было 57 квартир, в том числе и квартиры-особняки, 7 магазинов. Среди них, знаменитый магазин русских пряников Николая Абрамова, цветочный магазин Эйлерса, парикмахерская Герена, куда заходил юный Добужинский.
Особой роскошью отличалась отделка княжеской квартиры. Внутренняя лестница из белого каррарского мрамора вела на второй этаж, в зал, который напоминал дворики мавританских дворцов. Своды зала покоились на 24 тонких мраморных колоннах, посередине зала бил фонтан. В доме были пять парадных лестниц, водяное отопление, паровая прачечная, 28 ванных комнат.
Строительство и содержание огромного экзотического дома стоили таких затрат, что после смерти князя Мурузи в 1880 году дом едва не был продан с молотка. Александр III в память о заслугах княжеского рода перед Россией лично одобрил выдачу вдове Мурузи ссуду в четверть миллиона рублей, однако и это не помогло: в 1890 году доходный дом был продан генерал-лейтенанту О. Рейну, который и оставался владельцем дома до самой Октябрьской революции.
В этом доме происходили события, изображенные А. И. Куприным в "Гранатовом браслете".
В кв. 44 в 1879-1880 гг. жил Н. С. Лесков.
В 1889-1913 гг. в доме жили Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и Д. В. Философов.
После революции в квартире Мережковских работала литературная студия.
В 1921 г. по инициативе Н. С. Гумилева учрежден "Дом поэтов".
В кв. 9 семьи поэта В. А. Пяста (Пестовского) в 1911 г. проходили собрания "Цеха поэтов".
В 1919 г. в доме открыта студия молодых переводчиков при издательстве "Всемирная литература".
В коммунальной квартире 28 в 1949-1972 гг. жил поэт И. А. Бродский (мемориальная доска).
"...Комната действительно была большой, поэтому могла служить (да и служила) одновременно и столовой, и прихожей, и спальней для троих Бродских: взрослых и маленького. Но очень скоро Александру Ивановичу понадобилась фотолаборатория, и он отгородил себе закуток плотными шторами. А потом и Иосифу потребовалось творческое уединение..."
Источник: Адрес-календарь г.1828 ч.1 , стр. 249
Адрес-календарь г.1829 ч.1 , стр. 255