Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Воронежская ветвь графского рода Девиеров


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Воронежская ветвь графского рода Девиеров
RSS

Автор статьи: А. Акиньшин, Т. Литвинова
Первоисточник: Генеалогический вестник № 2
Страницы: 1 2 3 #


Девиеры оставили заметный след в истории России. Сведения о членах этой фамилии помещены во всех известных генеалогических справочниках(1) , «Русском биографическом словаре» и энциклопедиях(2) . Правда, не всегда эти сведения верны. Уточнить фактуру о воронежской ветви Девиеров помогают документы из фонда местного дворянского собрания ГАВО.
Основателю рода – выходцу из Португалии (по некоторым сведениям – сыну португальского еврея) Антону Мануйловичу Девиеру (Антону Эмманюэлю Девиейра, De Vierra), родившемуся в 1673 г., посчастливилось попасть в число «птенцов гнезда Петрова». А.М. Девиер, служивший юнгой на голландском корабле, на маневрах 1697 г. был замечен Петром I. Он понравился ему своей расторопностью, смышленностью и красотой и был взят пажом в Россию. Потом он стал царским денщиком, а к 1718 г. достиг чина генерал-лейтенанта и был назначен первым генерал-полицмейстером Петербурга. Современники отмечали, что Антон Мануйлович особыми талантами не отличался, но был исполнителен и аккуратен. В северной столице он действовал энергично: завел полицейский штат, порядок мощения и освещения улиц, понимая торговое дело, устанавливал твердые цены на необходимые припасы. 24 октября 1726 г. Екатерина I пожаловала Девиера титулом графа, а еще ранее он стал сенатором (18 февраля 1726 г.) и кавалером ордена св. Александра Невского (6 января 1725 г.).
Не менее ловким оказался Девиер и в амурных делах. В 1709 г. он женился на сестре «полудержавного властелина» А.Д. Меншикова, Анне (1689 – после 1745). Сам Меншиков, находившийся с Девиером в неприязненных отношениях, не желал видеть его своим зятем, но вынужден был смириться со свадьбой из-за того, что сестра уже ожидала ребенка. Позже их вражда обострилась до такой степени, что, не желая допустить усиления власти Меншикова из-за готовившегося брака его дочери с будущим императором Петром II, А.М. Девиер в начале 1727 г. примкнул к заговорщикам. 24 апреля 1727 г. он был арестован, лишен чинов и титула, наказан кнутом и 6 мая сослан на поселение в Сибирь (3). Деятельный Антон Мануйлович, впрочем, не пал духом. В 1739 г. по указанию В.Беринга он был назначен начальником Охотска, занимался упорядочением управления и устройством школы, послужившей основанием штурманскому училищу.
После восшествия на престол Елизаветы Петровны Девиер был возвращен из ссылки. 14 февраля 1743 г. он получил обратно свои чины и графское достоинство, из конфискованных имений Меншикова ему было пожаловано 1800 крестьянских душ (4). 27 июня 1745 г. А.М. Девиер скончался и был погребен в Александро-Невской лавре.
Еще с середины 20-х гг. ХVIII вв. Девиер владел поместьем в с. Торхово Тульского уезда, там и проживали его жена и дети во время ссылки до 1735 г., когда «для отдачи в науку» младшие сыновья были привезены в Петербург. Сведения о тульском периоде жизни Девиеров были разысканы в местном архиве профессором Игорем Юркиным, что позволило ему уточнить ряд фактов из истории этого семейства. И.Н. Юркин с полным основанием считает старшим сыном Антона Мануйловича Петра и указывает дату его рождения – 1710 г.(5) . В семье были еще два сына, Александр (р. 1722) и Антон (ум. 1776), и дочь Анна, фрейлина Екатерины I(6) .
Петр Антонович особо интересен для воронежцев: именно его потомки с конца ХVIII в. и до революции жили в самом западном уезде нашей губернии – Валуйском. П.А. Девиер (1710–1773), как сказано в копии «абшита», в воинскую службу вступил в 1722 г., с 1724 г. имел придворное звание камер-пажа, с 1734 г. был армейским поручиком, с 1742 г. – капитаном, с 1744 г. – камергером ранга бригадирского, с 1752 г. – генерал-майором, с 1755 г. – генерал-лейтенантом (7). Он пользовался особым расположением Петра III, был его адъютантом, и в один день, 9 февраля 1762 г., получил разом ордена св. Анны, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного и производство в генерал-аншефы. В день переворота 28 июня 1762 г. Девиер послан был императором в Кронштадт, чтобы обеспечить ему поддержку гарнизона, но, прибыв в крепость, сразу же сдался посланцам Екатерины и присягнул ей. При Екатерине II по докладу воинской комиссии, «понеже он в поле не только генералитетским чином да и штатским никогда не командировал», уволен от службы (8) . Тем не менее, при выходе в отставку 30 апреля 1763 г. П.А. Девиер был аттестован как «честный, верный, послушный, храбрый солдат и искусный офицер». С большой долей уверенности можно предположить, что он жил в Валуйском уезде Воронежской губернии. Тульские поместья отошли к младшему Девиеру, Антону Антоновичу, а за сыновьями Петра Антоновича значатся полученные по наследству обширные поместья в Валуйском уезде, среди которых была и слобода Петровская, Погромец тож.
Потомство Петра Антоновича было весьма многочисленным: сыновья Николай, Михаил, Борис, Петр и дочери Екатерина, Анастасия, Елизавета (1754–1829) и Варвара(9) . Нас прежде всего интересуют Михаил (ок. 1750 – после 1796) и Борис (1754 – после 1799), помещики Валуйского уезда.
Впервые имена Михаила и Бориса Девиеров появляются в воронежских архивных документах за 1787 г. Именно тогда был налажен учет дворянства в губерниях в соответствии с «Жалованной грамотой» Екатерины II. В алфавитных списках дворян Валуйской округи Михаил Петрович значился 37-летним отставным подполковником. Владел он в слободе Борисовке хуторами с великороссийскими и малороссийскими крестьянами в количестве 1047 душ мужского пола и получал дохода в год более тысячи рублей. Жительство он имел в слободе Масловке Змиевской округи Слободско-Украинской губернии(10).
Знаменит М.П. Девиер стал своими брачными авантюрами(11). 11 ноября 1768 г. он женился на Софье Адамовне Олсуфьевой († 21 декабря 1786), дочери статс-секретаря Екатерины II А.В. Олсуфьева (1720–1784), от этого брака родился сын Владимир. Не разведясь с нею, 9 февраля 1775 г. Михаил Петрович вступает в брак с Анной Григорьевной Горленко, дочерью подкоморного Прилуцкого полка. От этого союза родился сын Михаил (р. ок. 1775), а Анна Григорьевна, узнав об обстоятельствах своего незаконного брака, скончалась в 1777 г. Третьей женой Михаила Петровича в 1780 г. стала дочь майора Мария Яковлевна Ревякина (р. 1762). Между тем развод с первой женой так и не был оформлен. Более полувека продолжалось в Сенате и Синоде дело «О троеженстве подполковника графа Михаила Девиера и происшедшем от незаконных браков его потомстве, которое неправильно присвоило себе фамилию Девиеров и графское их достоинство». Самое интересное, что старший сын, Владимир, настаивал на законности своего брата Михаила, а активно возражал их двоюродный брат Дмитрий Борисович. Чем закончилось дело, неизвестно: в литературе и в документах не обнаружено окончательного решения Сената или Синода(12) . Известно лишь, что в начале 1780-х гг. в течение двух лет граф в наказание находился на церковном послушании в Валуйском Успенском монастыре(13) . Помимо двух упомянутых сыновей, у Михаила Петровича были еще два сына, Петр (р. ок. 1784) и Аполлон (р. ок. 1789) и три дочери, Пелагея (р. ок. 1785), Александра (р. ок. 1786) и Анна (р. ок. 1796) – от третьего брака. В конечном итоге все потомки троеженца стали писаться графами Девиерами.
Имя другого отпрыска Петра Антоновича, Бориса, встречается в архивных документах гораздо чаще. Он повторил судьбу деда и тоже был сослан в Сибирь, хотя и по другой причине.
Борис Девиер начал свою воинскую карьеру в Ямбургском карабинерном полку в 1762 г. С 1773 г. он стал капитаном, участвовал в Турецком и Крымском походах. 30 ноября 1774 г. «за имеющимися у него болезнями» от воинской службы отставлен секунд-майором и аттестован как «честный и достойный офицер». После отставки он поселился в слободе Петровской Валуйского уезда, где владел наследственными крестьянами «мужеска полу – 87, женска – 98», хуторами с «подданными малороссиянами мужеска полу 1510, женска – 1454», что было тогда весьма приличным состоянием.
19 декабря 1795 г. Б.П. Девиер был вписан в 5-ю часть (титулованная знать) дворянской родословной книги Воронежской губернии. По указу Александра I от 4 июня 1801 г. герб рода Девиеров внесен в 6-ю часть Общего Гербовника(14) . К тому времени родоначальник воронежской ветви Девиеров, Борис Петрович, был лишен чинов и титула и иначе, как «бывшим графом» не именовался. Трудно сказать, что послужило причиной превращения «честного и доблестного» офицера в уголовного преступника: скука ли провинциальной жизни или таившиеся в глубине души темные наклонности? Но его действия уже давно вызывали недоумение и осуждение местного дворянства.
После дарования дворянству Жалованной грамоты в 1785 г. и учреждения новых должностей для службы по выборам благородное общество неоднократно пыталось приобщить Б.П. Девиера к своим делам. Учитывая его богатство, связи при дворе и хорошую аттестацию, Девиера избирали депутатом от Валуйского уезда в дворянское собрание. Но служить он не хотел, в уездное дворянское собрание по вызову не являлся и в конце концов перессорился со всеми соседями.
Б.П. Девиер активно устраивал свои хозяйственные дела. В 1789 г. он продал статскому советнику И.В. Тибенину имение в сл. Петровской со всеми крестьянами и угодьями, а себе купил у помещицы Поярковой слободу Николаевку (Мандрово тож) с хуторами Алексеевским и Нехаевским в апреле 1791 г.(15) . Последняя покупка и стала началом трагедии.
Подполковница П.М. Пояркова – одинокая немолодая вдова, продавала имение с целью обеспечить свою новую жизнь. Она собиралась вновь выйти замуж. Женихом был лекарь Захар Гезе, выехавший на службу в Россию в 1771 г. из Мекленбургского герцогства. Пятнадцать лет он служил в армейских полках, а затем стал городовым лекарем в Валуйках. Предстоящим браком были недовольны племянники Поярковой – капитан Александр и подпоручик Алексей Потуловы. Не смирившись с тем, что наследство уплывало из рук, братья составили заговор, к которому привлекли и графа Девиера. Тот вызвал письмом в свой валуйский дом лекаря и передал его в руки Потуловым. Братья связали немца, бросили в кибитку и, посадив на ноги пленника двух человек с ножами и пистолетами, возили его несколько дней по хуторам и лесам уезда. Когда же Пояркова обратилась за помощью к земскому исправнику, граф Девиер и Потуловы приехали к ней и потребовали выкуп за жениха в 30 000 руб.


Страницы: 1 2 3 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта