Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях или просто рассказать о себе всему миру - пусть родственники сами найдут вас! Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников.

Регистрация на форуме отдельная. Вам же удобнее если имя пользователя и пароль будут как здесь.

ДРЕВНЕЙШАЯ РОДОСЛОВНАЯ МОСКВЫ И МОСКВИЧЕЙ


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ДРЕВНЕЙШАЯ РОДОСЛОВНАЯ МОСКВЫ И МОСКВИЧЕЙ
RSS
Поиск людей с помощью генеалогического сообщества

Автор статьи: О.Мосин
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 #


Плановые раскопки курганов Подмосковья продолжаются и сейчас. Новые раскопки 1995 г. на селище Мякинино-2 (I тысячелетие до н. э. - XVI в. н. э.) дали обширную керамическую коллекцию, в том числе многочисленные целые формы сосудов, характерных для московского средневековья. Наряду с керамикой собрана большая коллекция индивидуальных находок, насчитывающая 690 единиц. Среди них выделяются бронзовая позолоченная серьга с украшением в виде головы дракона, кольцеобразные медные сережки с позолотой, семилопастные и трехбусинно-узелковые височные кольца, орнаментированные перстни. Настоящим украшением коллекции является уникальная камея с изображением человеческого лица, изготовленная из бусины непрозрачного стекла, обнаруженная в комплексе XIII-XIV вв. вместе со стеклянными браслетами и ключом новгородского типа. Кроме того, найдено большое количество браслетов, изготовленных, вероятно, из стекла киевского производства. Поздний культурный слой селища датируется XIII-XVII вв. - вскрытие поселения широкой площадью позволило проследить ряд усадеб XIII-ХIV и XV-XVI вв., выделяемых по скоплению сооружений одного времени и остатками оград. Часть раскопанных сооружений датирована серебряными монетами XIV-середины XV вв. Вместе с тем на территории селища обнаружены также кремневые орудия неолита и мезолита, керамика неолита и эпохи поздней бронзы. Последнее свидетельствует, что эта территория и прилегающая к нему местность были заселены с давних времен, периодически сохраняя и возобновляя поселения людей в разные исторические эпохи.
Исследования Подмосковных городищ пролили свет на жизнь и быт древних жителей нашей местности, позволили глубже узнать их обычаи и культуру. Городища были заселены патриархальным родом из 50-80 человек, но со временем их население увеличивалось, и по соседству с городищами появлялись целые поселения. Следы их - вышеупомянутые Спас-Тушинское 1-е и 2-е городища, а также городища вблизи Пенягина, Митина и Мякинино. Интересна архитектура древних поселений. Как правило, примыкающие к городищу холмы тщательно укреплялись, причем фортификационная система обороны на протяжении веков непрерывно развивалась. С уязвимых сторон поля воздвигались большие валы, перед которыми вырывались глубокие (иногда до 4-5 м.) рвы, наполненные водой. По гребню валов прокладывался деревянный частокол, опоясывающий площадки террас на почти отвесных склонах городищ, построенные для входа и выхода на территорию, в то время как аккуратно вымощенный камнем въезд вел на плоскую вершину крепости. В центре городища находилось одно или несколько общественных зданий в виде большого бревенчатого дома с открытым очагом, в то время как жилые домики небольшие, прямоугольные, с остроконечным покрытием - располагались по краю площадки. В каждом жилище одна часть принадлежала мужчинам, а другая - женщинам и детям. В центре дома находился очаг, обложенный самодельными кирпичами из обожженной глины. Жившие в домиках отдельные семьи составляли одну общину, единую большую патриархальную семью, нераздельно ведущую общее хозяйство. Какие же сокровища скрывались за его валами? Прежде всего это скот, поскольку скотоводство было главным занятием обитателей городищ, основой их первобытной экономики. Об этом убедительно свидетельствует статистика собранных костей и принадлежность их к определенным видам животных. При этом подавляющее большинство найденных при раскопках костей (78% из найденных 100%) принадлежит домашним животным, причем на первом месте лошадь (36%), затем свинья, корова, мелкий рогатый скот. Легко понять, почему преобладало скотоводство. Лошадь, в отличие от других домашних животных, зимой достает себе корм из под снега. Поскольку заготовлять корм для скота примитивными орудиями было чрезвычайно трудно, стада коров увеличивались лишь до определенных пределов, и родовое богатство проявлялось количеством конского поголовья. Развитие скотоводства и освоение металла во многом способствовали развитию земледелия в Московском крае, на что указывают железные серпы, найденные на Подмосковных городищах. Среди археологических находок десятки разнообразных инструментов и изделий из железа: серпы и косы, ножи и ножницы, стремена и наконечники стрел. Сохранились и продукты труда первых земледельцев - обугленные зерна пшеницы, ржи и проса. Важную роль в хозяйстве играли также охота и рыболовство. Среди костей диких животных, найденных на городище, оказались кости медведя и кабана, лося и северного оленя, лисы и куницы, бобра и зайца и даже водяной крысы - столь разнообразна была фауна территории будущей Москвы и Подмосковья.
В быт жителей Подмосковных городищ прочно входила древняя металлургия: археологами обнаружены глиняные формы для плавки металла - льячки, поковка, металлические шлаки - отходы производства, литые бронзовые и железные изделия. Искусно изготовлены древним мастером женские украшения: бронзовые подвески, металлические кольца, брошки, миниатюрные колокольчики. Они украшали праздничные костюмы женщин. Целые кисти таких бронзовых подвесок свисали с женского головного убора. На шею одевались бусы и гривна. На груди и на поясе, даже на подоле платья были нашиты всевозможные бляшки. Характерным мужским украшением являлась поясная бляха. Обитатели городищ также были искусными косторезами - прекрасной отделкой отличаются найденные костяные стрелы, иглы, гарпуны, рукояти ножей и амулеты. Следует подчеркнуть, что на Московской земле в ту эпоху уже было развито ткачество и гончарство. Найденная на городище древняя грубая лепная посуда - так называемая сетчатая, покрыта отпечатками ткани, которой, по-видимому, уминалась глина для плотности. Но встречается при раскопках и привозная, вероятно, из южного Приднепровья, керамика с блестящим черным лощением. Явно импортный характер имеют и найденные здесь стеклянные бусы с тонкой прокладкой золота внутри.
Кто же были обитатели Подмосковных городищ? Археологические исследования пролили свет на этнографическую принадлежность жителей Подмосковных городищ в самый ранний период их истории; в них находят элементы древних балтийских и угро-финских культур. Более поздние слои (X-XII вв.) принадлежат летописным славянским племенам - вятичам. К этому периоду относится характерная глиняная керамика, изготовленная на гончарном круге. Среди славянских находок Подмосковья десятки разнообразных предметов и изделий из железа: серпы и косы, ножи и ножницы, топоры и наконечники стрел.
История вятичей сохранила имена славянских племен, известных из древнерусской "Повести временных лет". Эта первая русская летопись XII в. называет и легендарного предка Вятко: "...А Вятко седе с родом своим по Оке, от него же прозвавшаяся вятичи". Археологические материалы подтверждают, что племя славян-вятичей занимало бассейны Оки и Москвы-реки, в том числе и непосредственно территорию будущей Москвы. Арабский географ начала Х в. Ибн-Руста сообщал, что "земля вятичей лесистая равнина, в лесах они и живут... Хлеб, наиболее возделываемый ими, - просо". Заметную роль в хозяйстве вятичей издавна играли сбор дикорастущих плодов и ягод, грибов и меда диких пчел. Письменные источники и археологические памятники свидетельствуют, что в конце I тысячелетия н. э. у вятичей еще сохранялся патриархальный родовой строй. Они жили в укрепленных поселениях - городищах и занимались подсечным земледелием. Но затем, позднее с развитием пашенного земледелия, вятичи широко расселились на неукрепленных селищах.
Древнерусские летописи XI в. рисуют вятичей обособленным племенем, отделенным от других восточнославянских племен глухими лесами (а московские леса были столь густы, что в 1175 г. во время княжеской распри два войска, шедших друг против друга - одно из Москвы, другое из Владимира, заблудились в чащобах и "минустася в лесах", т.е. миновали друг друга). Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывает в своем "Поучении детям" о благополучном походе через землю вятичей в конце XI в. как об особом подвиге. Столь же важно и другое место в том же "Поучении", где Мономах сообщает о двух зимних походах "в вятичи" против старейшины Ходоты и его сына. Князьям из рода Рюриковичей вятичи в XI в. не подчинились, и Мономах не сообщает ни о покорении их, ни об обложении данью.
В хозяйстве наших далеких предков главную роль играло земледелие, поэтому они чаще селились на ровных местах, среди своих полевых угодий. Их общины, объединенные в большой племенной союз, не враждовали между собой, поэтому поселения были обычно окружены лишь деревянной оградой для защиты от диких зверей. Остатки таких поселений, не имеющих следов земляных укреплений, труднее обнаружить на местности. Чаще они обнаруживаются случайно, благодаря сохранившемуся на их месте интенсивно-черному культурному слою и находкам в нем глиняной посуды, изготовлявшейся на гончарном кругу, изящной по форме и украшенной волнистым или зубчатым орнаментом. Так было обнаружено славянское поселение на речке Барышихе, два славянских селища - Пенягино-1 (XII-XIII вв.) и Пенягино-2 (XIV-XVI вв.), селище при городище Спас-Тушино-1 (XI-XIII вв.) и четыре митинских селища (XII-XVI вв.). На правом берегу Москвы-реки, ниже деревни Мякинино, также находились остатки двух больших поселений Мякинино-1 и Мякинино-2, жизнь на которых продолжалась несколько столетий, вплоть до начала XVII в.
Значительно дольше, чем у других славян, даже спустя столетия после принятия христианства, держался у вятичей языческий обычай погребения в курганах. Высокие земляные насыпи, как правило расположенные на видных местах, издавна привлекали внимание жителей. Их истинное происхождение давно забылось и людская молва связывала курганы с событиями более позднего времени: их называли "литовскими могилами" в память об интервенции начала XVII в., и "французскими могилами", и просто "пученками" (выпученной землей). Из поколения в поколение передавались легенды о несметных сокровищах, якобы укрытых в курганах завоевателями. Вятичи верили в загробную жизнь, были убеждены, что и на том свете понадобятся вещи и инструменты, которыми они пользовались при жизни. При раскопках курганов Подмосковья встречаются нагрудные подвески, характеризующие космогонические представления вятичей и их языческий культ: одни из них - "лунницы", в форме полумесяца - символизируют луну, другие - круглые, в виде диска с лучами - солнце. В мужских захоронениях курганов оказалось множество орудий труда. Эти находки рассказывают о занятии сельским хозяйством, свидетельствуют о значительном развитии ремесла. В одном из мужских погребений кроме обычных железных ножей и пряжек оказался богатейший набор из 39 серебряных бляшек - накладок на пояс с изображениями стилизованных звериных морд. Анализ этих изображений и сравнение с аналогичными вещами позволяют считать, что эти бляшки, скорее всего, местного производства. Весьма любопытным оказалось еще одно мужское погребение. Под черепом в нем лежал черный кремневый наконечник стрелы. Такие "громовые стрелы" случайно находили на стоянках новокаменного века; их, как это известно, еще в начале XIX в. клали в могилы лиц, считавшихся в деревне колдунами. Стрела в представлении наших предков имела ритуальное (обрядовое) значение.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Быстрый переход в раздел:

Реклама от YouDo
Фотограф домодедово, смотреть варианты >>
Установка зеркал на http://remont.youdo.com/minor-repair/mirror/.