Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Noblessе oblige. Генерал-адмирал Великий Князь К. Н. Романов


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Noblessе oblige. Генерал-адмирал Великий Князь К. Н. Романов
RSS

Автор статьи: Елена Семенова
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 3 #


Многогранная и деятельная натура Великого Князя не могла довольствоваться лишь Морским ведомством. Константин Николаевич принимал живейшее участие едва ли ни во всех преобразованиях, проводимых его братом. В тяжелейшие послевоенные годы, когда финансы государства оказались в крайнем упадке, он занимался не только сокращением бюджета родного ведомства, но искал пути экономии и в других отраслях. В своём письме наместнику на Кавказе князю А.И. Барятинскому он указывал, что необходимо думать «не о содержании на Кавказе многочисленной армии, на которую мы решительно не имеем денежных средств, но о том, чтобы усовершенствованием внутреннего управления вводить на Кавказе порядок и довольствие. Не издерживая на то больших сумм, стараться сделать из управления Кавказского образец бережливости и благоустройства. На это нужна не армия, не громкие экспедиции в горы, не пышный двор падишаха, но выбор дельных людей и скромный образ действия. Конечно, блестящий наместник обратится тогда в губернатора, но этот губернатор оставит по себе имя в истории народов, тогда как первый присоединиться к ряду тех предместников, которых имена сохранились только в звании улиц».
Большую роль сыграл Великий князь в расширении русской территории на Востоке. Неслучайно именно у него искал поддержки своей политике в вверенном ему регионе Н.Н. Муравьёв-Амурский, указывая, «что главнейшею заботою и занятием здесь правительства должно бы быть обеспечение естественных границ империи», и предостерегая, что «соседний многолюдный Китай, бессильный ныне по своему невежеству, легко может сделаться опасным для нас под влиянием и руководством Англичан, Французов, и тогда Сибирь перестанет быть Русскою; а в Сибири, кроме золота, важны нам пространства, достаточные для всего излишества земледельческого народонаселения Европейской России на целый век; потеря этих пространств не может вознаградиться никакими победами и завоеваниями в Европе; и, чтоб сохранить Сибирь, необходимо ныне же сохранить и утвердить за нами Камчатку, Сахалин, устья и плавание по Амуру и приобрести прочное влияние на соседний Китай».
В 1860 году в китайских водах была сформирована Тихоокеанская эскадра – первое постоянно действующее соединение на Дальнем Востоке. Это было вызвано ухудшением отношений с Китаем, затягивавшим подписание договора о разделе границ в Приморье. Начальником эскадры Константин Николаевич назначил своего адъютанта капитана 1 ранга И.Ф. Лихачёва, который и предложил собрать её в качестве демонстрации военной силы. Главной задачей эскадры генерал-адмирал объявил «ограждение политических и промышленных интересов России в водах, омывающих наши владения на Тихом океане, а также в Японии и Китае». Именно присутствие эскадры в Печилийском заливе сыграло решающую роль в успешном завершении переговоров и подписании с Китаем в 1860 году Пекинского договора, по которому Россия приобрела территорию восточнее реки Уссури, составляющую практически всё современное Приморье. По подписании договора Лихачёв писал своему августейшему шефу: «Я думаю, что мой долг, как начальника эскадры и как русского, доложить теперь Вашему Высочеству, что благополучным исходом дела Россия обязана ничему иному, как идее перенести пребывание Посольства на эскадру и тому энергичному усилию, с которым эскадра выполнила Ваши предначертания».
В дальнейшем Великий Князь не забывал вниманием дальневосточного региона. В 1871 году им было принято решение о переводе главного порта Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. Новый порт стал основным местом её базирования. Четыре года спустя Владивосток получил статус города.
Многие общегосударственные реформы царствования Александра-Освободителя начинались с Морского ведомства. Одной из первых мер Константина Николаевича на посту генерал-адмирала было освобождение охтинских и черноморских крестьян, принадлежавших его министерству. Огромный вклад внёс Великий Князь и в общероссийскую крестьянскую реформу. Комитет, созданный для проведения её в жизнь, всячески тормозил преобразования. Тогда Император ввёл в него своего брата. С этого момента работа заметно оживилась. Константин Николаевич был полностью в курсе дел разрабатывавшегося положения об освобождении крестьян, зная не только мельчайшие подробности проекта, но мотивы каждого из его составителей. В конце 1860 года Великий князь стал председателем комитета, и вся дальнейшая работа происходила под его неусыпным руководством. П.П. Семёнов-Тянь-Шанский вспоминал: «Никогда не изгладится из моей памяти те усилия ума, благодаря которым после двухчасовых горячих споров, происходивших в кабинете Великого князя, ему удалось, наконец, убедить гр. Панина присоединиться к мнению большинства комитета, после чего соединение двух меньшинств стало уже бесцельным». Сопротивление противников реформы было сломлено, и законопроект был принят. «Вот каким путём, - свидетельствует Семёнов-Тянь-Шанский, - проект редакционных комиссий… под умелой охраной Великого Князя Константина Николаевича… сделался Положением 19 февраля 1861 г. … Не забудет Россия… того участия, которое принимал в великом деле освобождения народа Великий Князь Константин Николаевич».
По схожему сценарию происходила и судебная реформа. Прообразом новой судебной системы стал Устав морского судоустройства и судопроизводства, разработанный в Морском ведомстве под руководством генерал-адмирала. Именно в этом Уставе впервые появились такие понятия, как независимость судей, гласность уголовных процессов и, наконец, право обвиняемого на защиту. «Морское ведомство хочет положить пример на практике, - писал К.П. Победоносцев. – Благослови, Боже, это благое начинание Морского ведомства». Вскоре по примеру Морского ведомства была проведена и общероссийская судебная реформа.
После убийства Александра Второго Константин Николаевич оказался не у дел. Новый Император собирал новых людей, Великому Князю было предложено оставить занимаемые им должности. Генерал-адмирал ответил на это полной покорностью воле своего племянника-монарха: «Если Его Величество находит, что ввиду теперешних новых обстоятельств нужны и новые государственные деятели, то я вполне преклоняюсь перед его волей, нисколько не намерен ей препятствовать…
…Морским ведомством я управлял 29 лет, в Государственном Совете председательствовал 16 с половиной лет, Крестьянское дело вёл 20 лет с самого дня объявления Манифеста. Если… долговременная 37-летняя служба, в которой я по совести кое-какую пользу принёс, оказывается ныне более ненужной, то, повторяю, прошу Его Величество ничем не стесняться и уволить меня от тех должностей, какие ему угодно. И вдали от деятельной службы и от столицы в моей груди, пока я жив, будет продолжать биться то же сердце, горячо преданное Матушке-России, её Государю и её Флоту, с которым я сроднился и сросся в течение 50 лет».
Великий Князь Константин Николаевич никогда не искал личной выгоды, поэтому ко времени отставки оказался в не самом блестящем материальном положении. Своему другу А.В. Головину он писал: «Ты же знаешь, что у меня денег не очень много и что при обыкновенной жизни мы едва сводили концы с концами. Теперь же приходится мне очень жутко. Чтобы иметь достаточные средства, необходимо… упразднить в Петербурге большую часть двора, прислуги и конюшни… Всё лето и осень, разумеется, я намерен остаться в Ореанде, но где жить зиму?..»
Этой последней надежде на тихую жизнь в любимом имении не суждено было сбыться. В том же году оно сгорело. Капитан 1 ранга в отставке К.П. Голенко вспоминал: «До сих пор я думал, что в продолжении 10 лет успел изучить натуру Великого Князя, но в эти несколько дней убедился, что богатства этой прекрасной души неисчерпаемы. В течение 4-х дней я был свидетелем способности в нём к нежному женскому участию в чужом горе и к стоической твёрдости в перенесении собственного несчастья, к слезам на могиле чужого сына и к спокойному хладнокровному распоряжению на пожаре собственного дома, последнего убежища, которое осталось ему на родине и которое он так горячо любил».
Пожар уничтожил дом целиком, восстанавливать его не было ни средств, ни душевных сил. Тем не менее, Константин Николаевич не покинул своего имения. Одиннадцать лет, ещё отпущенных ему жизнью, он провёл в нём, ютясь в небольшом Адмиральском домике, куда в ночь пожара удалось вынести рояль и кое-какие вещи.
«Великий князь, дорожите минутами и часами, из них творятся годы, а Ваши годы должны быть радостью для Русского народа, его честью и пользой в настоящем и славной страницей в его истории», - писал В.А. Жуковский своему юному корреспонденту в канун нового 1842 года. Этот завет великого поэта Константин Николаевич исполнил.



Страницы: 1 2 3 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта