Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Черниговская хроника. Олег Стефанов


95 – летию со дня рождения посвящается

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Черниговская хроника. Олег Стефанов
RSS

Автор статьи: Елена Малышко
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника


Черниговская хроника. Олег Стефанов

95 – летию со дня рождения посвящается


Давным-давно, в пору моего незатейливого детства, одним из немногих запоминающихся событий был приход гостей.
Приходили часто – на дни рождения, на именины, на большие церковные праздники. В основном, это было общество интеллигентных дам в возрасте.
Помню, как я радостно «ныряла» под стол, чтобы развязать шнурки на чьих- нибудь ботинках или стащить туфельку. Взрослые разговоры были мне не очень интересны. Но гости не сердились - мне было от силы лет пять.
Пили чай, играли в лото и во «Флирт цветов», а иногда и смотрели фотографии, которые хранились почему-то не в альбомах, а в двух старинных дамских сумочках, извлекаемых по необходимости из платяного шкафа.
На одной из фотографий был изображен удивительно благородный молодой человек. С какого-то момента я уже знала, что это Олег, прабабушкин сын, пропавший без вести в Великую Отечественную в возрасте 24 лет.
Мое детство оставило в памяти фрагменты рассказов о нем. Прабабушка вспоминала о нем, тяжело было заново переживать боль.
Олег родился 6(19) января 1916 года в усадьбе своих дедушки и бабушки – Павла Григорьевича и Ольги Григорьевны Березовских - помещиков села Старый Белоус Черниговского уезда.
Он был первым ребенком в семье моей прабабушки Марии Павловны и ее супруга Александра Никитича - служащего Дворянско-Крестьянского банка.
В нашем семейном архиве сохранилось несколько детских фотографий Олега, повествующих о тихом семейном уюте - с отцом в приусадебном саду, с няней – Маврой Аксентьевной Третьяковой, прибывшей к своему воспитаннику из далекой на то время Борзны, - под столетней липой возле дома, с прадедушкой по материнской линии - Григорием Ивановичем Дзвонкевичем, 93 лет, жившим неподалеку на хуторе Погорелки и часто гостившем в усадьбе в Старом Белоусе.
Первые годы жизни Олега совпали с периодом передела общества, связанного с переворотами и гражданской войной. Едва мальчику исполнилось 2 года, семье пришлось покинуть родной очаг, спасая свои жизни.Обосновались в Чернигове, в маленьком деревянном доме N 5 по ул. Чехова недалеко от библиотеки Короленко (этой улицы на карте современного Чернигова уже нет).
Жили бедно и голодно, выменивая на продукты те немногие вещи, которые удалось впоследствии вывезти из дома в Старом Белоусе. В страшном голодном 1933 году пришлось расстаться с раритетной итальянской скрипкой, подаренной дедушке Олега - Павлу Григорьевичу Березовскому как лучшему выпускнику Одесской консерватории. Ее обменяли на 2 стакана пшена.
В 20-е годы продолжались репрессии по социальному признаку, в том числе и на улицах города – среди детей. Отпрыски хозяев «новой жизни» легко вычисляли «чужих».
Воспитанные, аккуратно одетые сверстники служили неизменным раздражителем для дворового контингента.
Олег - по своей природе был достаточно замкнутый, немногословный, с ярко выраженным чувством собственного достоинства.
За все это ему нередко доставалось во время уличных потасовок. И всегда на его защиту вставала младшая сестра – Алевтина, моя бабушка. Будучи по своему характеру прямой противоположностью Олегу - очень решительной и бесстрашной, она горой стояла за брата и часто сражалась с несоизмеримо большим количеством “противника”, используя при этом все возможные средства, включая дворовую метлу , ведра с водой и прочий придворный инвентарь.
В 1923 году Олег стал учеником 2-ой Черниговской школы им. Ленина,
( такой вот реверанс истории, в этом же году открылась школа в его родном доме в селе Старый Белоус, откуда семья выехала, спасая свои жизни). Вместе с ним пошла в первый класс и младшая на два года Алевтина, не пожелавшая без брата оставаться дома.
Так и шли они, такие разные, по жизни рука об руку, прекрасно дополняя друг друга: в трудности и разруху, в страшную эпидемию тифа начала двадцатых годов, когда переболели и выжили (!) все члены семьи.
Школьные годы пролетели, встал вопрос - где учиться дальше. Для молодого человека в Чернигове был выбор невелик. Олег поступил в сельскохозяйственный техникум, по окончанию которого получил специальность зоотехника. Сказалась до конца не познанная детская привязанность к лошадям (в имении в Старом Белоусе были большие конюшни).
Поэтому дальнейшего образование было продолжено в Ленинградском высшем военно - ветеринарном училище.
Следует отметить, что действующей армии того времени были необходимы такие специалисты. Войска нуждались в конной тяге для артилерии и обозов. Верховые лошади использовались в кавалерии и связи. Для лечения армейских лошадей от ран и болезней и готовили специалистов в ЛВУ.
Летом 1941 года после выпуска в училище новоиспеченный военветфельшер приехал домой в Чернигов. Через несколько дней началась Великая Отечественная война. Военнослужащие должны были немедленно отбыть в места дислокации своих частей.
Обнял родителей и сестру, прижал к груди двухлетнею племянницу. Только и сказал: ”Берегите Раечку”.
По прибытию в часть, Олег Стефанов получил предписание выехать в небольшой городок Боровичи Новгородской области, где формировалась 281 стрелковая дивизия.
Через Боровичи протекает река Мста, быстрая и коварная, в районе Боровичей она образует пороги и через несколько сотен километров впадает в озеро Ильмень.
В лагерях под Боровичами проходили учения дивизии перед переброской на фронт.
Родителя Олега так и не получили от него ни одного письма. Осенью 1941 года был оккупирован и освобожден спустя два года Чернигов. Голодали, терпели любые лишения и невзгоды, но молились – лишь бы сын был жив - ведь не было “похоронки”. И вдруг в середине апреля 1944 года - страшное известие. В извещении – всего строчка- “Погиб в бою за социалистическую Родину в 1941 году. ” Ни даты, ни населенного пункта, ни места захоронения. Ни причины смерти.
Александр Никитич Стефанов чуть не сошел с ума, с утра до ночи бесцельно бродил по городу, не мог никого видеть. У прабабушки от переживаний открылись на ногах трофические язвы, излечиться от недуга она не смогла до конца своих дней.
С ужасом вспомнила прабабушка предсказание старой женщины, встретившейся ей на лугу за домом в Старом Белоусе, во времена ее молодости.
Та предрекла для маленького Олега успех в жизни и значимую карьеру. Затем помолчала и добавила, что это в том случае, если не будет войны. Шел 1916…
…Когда боль утраты немного стихла, попытались хоть что-то узнать – как погиб, где похоронен. Тщетно. В отчаянии, как последнюю возможность, прабабушка решила использовать свою детскую дружбу с Родионом Малиновским, который в 50- е годы был уже маршалом Советского Союза, занимал пост Министра обороны. Я хорошо помню эти разговоры в семье о переживаниях того периода- прабабушка не хотела подвести своего доброго знакомого, представившего обществу, по известным причинам, несколько другую биографию. Усадьба тети Родиона Яковлевича, Натальи Малиновской – врача-помещицы, находилась по соседству с усадьбой Павла Григорьевича Березовского - об этом до сих пор помнят старожилы села Старый Белоус.
Встречая в послевоенных газетах фотографию своего детского друга, прабабушка лишь горестно вздыхала. Но желание узнать о судьбе сына, найти место его захоронения пересилило сомнения.
Достоверно известно, что официальный ответ из Москвы так и не пришел. Но позднее в семейных рассказах появились географические названия, которые не были указаны в скупых строках похоронного извещения. «Река Черная», «Ленинградский фронт». Откуда взялись эти данные спустя десятилетия после войны? Может быть, все-таки помог Малиновский, пусть опосредствованно? К сожалению, этого уже не узнать. Относительно недавно, начиная готовить этот материал, я прочитала в Википедии маленькую заметку о том, что в народе название реки Мста, которая протекает через Боровичи - место дислокации 281 стрелковой дивизии, - в переводе со старофинского переводится как Черная.
Не удалось узнать - что именно произошло на полигоне в Боровиках - был ли это несчастный случай во время учений, или дивизия подверглась бомбардировке. Равнодушные цифры архивных документов подводят промежуточный итог количества «выбывших» из числа лиц офицерского состава ветслужбы к середине 1942. И лишь 24.01.1944 руководство решает наконец- то уведомить родных.
Река Черная стала Олегу Стефанову последним приютом. На обороте одной из последних фотографий Олега – выпускника ЛВУ – надпись: ”Дорогим мамочке, папочке и Аллочке на долгую память от Олега.15.12.1940.”
Приведенные здесь биографические данные об Олеге Стефанове удалось собрать относительно недавно.Самым последним сведением , найденном на сегодняшний день, оказалась, как это ни странно, метрика о его рождении. Я долго не могла ее найти, ни в книге Свято-Духовной церкви с. Старый Белоус, ни в книгах других черниговских церквей. Сотрудники Черниговского Областного архива даже выразили сомнение, что человек с таким именем существовал - уж слишком не характерным было это имя для того периода. Тогда называли больше Александрами, Николаями, Иванами. Но однажды, проходя через парк на Валу к историческому музея, я увидела панно с родословной черниговских князей - целую династию Олеговичей.
И обратилась к метрическим книгам Казанской церкви г. Чернигова, одной из немногих непроверенных - элегантной, скромной, но в то же время изысканной в своей архитектуре и как бы стоявшей особняком от всего города.
Запись была там:
«Родился 6 января… и крещен… дворянином села Старый Белоус Александром Павловичем Березовским и дворянкой города Чернигова Людмилой Нечаевой
( Стефановой).

Елена Малышко,
г. Киев, краевед



Олег Стефанов под 100 - летней липой, на территории родной усадьбы в Старом Белоусе,
С няней Маврой Аксеньевной Третьяковой, специально прибывшей из г. Борзна Черниговской Губернии.1916 год.




Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта