Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Заметки о моём дедушке


нижегородском архитекторе Александре Александровиче Яковлеве. Много иллюстраций из домашнего архива.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Капризы памяти »   Заметки о моём дедушке
RSS



Архитектор-художник А.А.Яковлев 


Ну вот... опять вернулась к разговору о своих предках. В интернете я нашла о моём дедушке Александре Александровиче Яковлеве.

Она в значительной степени повторяет статью Нифонтова «к 90-летию А.А.Яковлева", так как тоже строится на биографии А. А. Яковлева. Но я всё-таки оставлю её здесь. Оставлю канвой для своих собственных мыслей о дедушке. Ведь даже со дня его смерти прошло больше 50 лет... и то, что его помнят, мне, внучке, очень приятно.
     Иллюстрации к статье мои. Они из домашнего архива. Комментарии к ним я выделила курсивом. Это мои заметки.


 

Памяти дедушки посвящается

Преобразователь городской среды:
архитектор-художник Александр Александрович Яковлев
(1879 - 1951)

Татьяна Кучерова
и Ирина Яковлева


     Одна из ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода связана с творчеством А.А.Яковлева. Здания, выстроенные в г. Горьком по его проектам в 1920-1950-е гг. мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших заводских окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, на протяжении четверти века являвшегося лидером горьковских архитекторов.

    Александр Александрович Яковлев родился 23 января (нов.ст.) 1879 года в Петербурге.

     Рисовать мальчик начал с раннего детства. Отец его, знаменитый в то время правовед, писатель трудов по экономическим вопросам (в очень плотном тексте на этом сайте, про А.В.Яковлева - моего прадеда - в середине. Найти не так просто) умер в 1888 году. Сыну исполнилось только 9 лет. Жене его Анне Егоровне Отсолиг (гражданский брак) жить стало очень трудно. Мальчика отдали в приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Там у Маленького Шурика были очень хорошие педагоги, поддержавшие его страсть к рисованию. Сохранился один из юношеских альбомов с рисунками 1894 года. Часть рисунков - тоже . Художнику было 15 лет. Приведу здесь несколько, зарисовок, достаточно характерных для моего дедушки (в будущем).

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2607https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2595

Потом было реальное училище (видимо, тоже принца П. Г. Ольденбургского) и после его окончания в 1897 году
он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств Санкт Петербурга.
"
По литературным данным, пишет Е.В.Филиппов, (см. "Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств". Сост. С. Н. Кондаков. СПб. 1914) А. А. Яковлев числится учеником АХ с 1897 г.

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2584

Яковлев А.А. (ст.) Этюд маслом на холсте 195 х 278 мм. 6 июня 1899. Урусово


     Занятно, что даты и название посёлка я узнала только при сильном увеличении компьютером - надпись в правом углу внизу этюдов. Эти пейзажи всегда были у нас дома. Здесь на экране они выглядят гораздо темнее, чем на полотне. Этюды написаны летом после второго курса.

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2585

Этюд маслом на холсте 215 х 300 мм. 27 июня 1899. Урусово
 


Урусово.  1899 г.


     В 1903 году Александр Александрович окончил Петербургскую Академию художеств и получил звание архитектора-художника. Уже в студенческие годы он был замечен мэтром отечественной архитектуры - ректором Академии, профессором Александром Никаноровичем Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего - пора его профессионального становления.  

Кстати, Александр Никанорович Померанцев также был связан с Нижним Новгородом, правда, эпизодически: он осуществлял общий надзор за инженерно-художественной частью строительства Нижегородской промышленно-художественной выставки 1896 года. Кроме того, в числе лучших российских архитекторов он участвовал в проектировании павильонов выставки. Ему принадлежат проекты Центрального и Царского павильонов, здания администрации выставки, машинного и художественного отделов, павильона Средней Азии.


     Но вернемся к основному нашему герою., пишет автор статьи Татьяна Кучерова... По окончании училища Александр Александрович Яковлев в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках... А вот это не совсем так.
Евгений Владимирович Филиппов обратил моё внимание на точную хронологию событий, которые отражены в трудовом списке дедушки, который я привожу в статье "Род Яковлевых в документах" Вот эта хронология:
01.04.1903 - зачисление на военную службу (на 1 год);
07.05.1903 - присвоено звание худ.-арх. (за "проект концертного зала в столице на 2500 человек");
19.09.1903 - выдан диплом об окончании ВХУ при АХ;
с 08.04.1904 - А.А.Яковлев помощник проф. А. Н. Померанцева
Судя по всему, инженерные войска обошлись без моего дедушки. Весь год, с апреля 1903 по апрель 1904 года у дедушки были архитектурные дела, связанные с окончанием учёбы... Хотя, может быть и были какие-то дела для инженерных войск... Может быть.


     А затем по приглашению А.Н. Померанцева он уехал в Болгарию. Вместе они работали на постройке мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Яковлев в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и вел контроль за строительством.

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2589https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2590
Акварельные эскизы на кальке дверей храма и лестницы на хоры Собора Александра Невского в Болгарии.

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2591


     Мне подарила их тётя Люся (Людмила Павловна Козлова) - жена папиного брата Володи (Владимира Александровича Яковлева). И подарила совсем недавно. Мы Ездили в Нижний Новгород в октябре 2000 года... Последнее путешествие с нашим сыном... (И.М.Я.)


https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2578

Вот он, Собор Александра Невского в Софии.  Фото подарено мне Е.А.Стравинской в 2000 г.



     За восемь лет жизни и работы А.А.Яковлева в Болгарии по его конкурсным проектам, получившим высокую оценку и престижные премии, в Софии были выстроены церковь при Российском посольстве, четыре многоэтажных особняка, доходные дома и здание городского детского приюта.
     В эти же годы Александр Александрович совершает творческие поездки по Италии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Австрии и Турции, где знакомится с памятниками архитектуры и делает беглые зарисовки.
     Путешествует дедушка в эти же годы и по болгарским дорогам.
     Создаются акварельные рисунки. Их много... десятки сохранились.

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2592

Панчорево 18 июня 1906 г. (200х120мм) Бумага


     Эти акварельки написаны в Болгарии. Они нравились папе и висели под стеклом в его комнате. Я с детства хорошо их помню, любила забраться на диван и рассматривать дедовы рисунки. К сожалению, акварель недолговечна. Бумага от света пожелтела и выглядят картинки не так, как в детстве...

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2593

Слатино 8/X 1906. (200 х 120мм) Бумага

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2587
Акварельный портрет моей бабушки Юлии Петровны
(здесь в натуральную величину)
написан 29 января 1906 года
моим дедушкой в Софии.

     На обороте надпись, сделанная дядей Шурой (его сыном - Александром Александровичем Яковлевым младшим). Он уже плохо видел. Запись, что портрет написан в год его рождения (т.е.1909) - ошибочна. После смерти дяди Шуры Алёнушка (Елена Алексеевна Стравинская) подарила портрет мне.

     В 1912 году А.А.Яковлев возвращается в Петербург. На протяжении ближайших двух лет он занят проектированием и строительством детских учреждений.
     Это (ниже) здание детского приюта на ул. Большая Белозёрская д.1

   
     


(теперь это адрес Воскова д.1) Не так давно мой питерский друг Евгений Владимирович Филиппов был там, на бывшей ул.Большая Белозёрская. Он отснял здание, которое строил дедушка. Начата была работа над созданием детского приюта ещё в 1901 - 1902 г. В дополнение к деревянному, был построен каменный четырёхэтажный корпус. А в 1913 г., архитектор Антонин Иванович Балинский, должен был построить  ещё один корпус с красивым фасадом. Уже в мае 1913 года стало ясно, что назначенный архитектор тяжело болен и к работе подключили Александра Александровича Яковлева.  20.09.1913 А.И. Балинский скончался. Работа целиком легла на плечи моего деда.

     А вот комплекс земледельческой колонии на 200 воспитанников близ Гатчины, полностью работа Александра Александровича. Место это называется усадьба Извара. Евгений Владимирович Филиппов ездил и в Извару и отснял то, что осталось от работы дедушки там.




     К сожалению, никак не могу представить главное здание Училища колонии в плане, хотя Е.В.Ф. и обошёл его вокруг и сделал целый ряд снимков.


     А потом он же создал и прислал мне этот приблизительный план здания Училища. В документах деда написано, что там было создано 6 корпусов... Непонятно... То ли 5 из них не сохранились?.. То ли сохранившееся одно это большое здание - и есть эти 6 ... сложная конструкция... слиты вместе разные по назначению корпуса?
     Пока оставляю порядок фотографий случайным... не сообразить, как надо расположить снимки, чтобы было понятно как шёл и снимал их автор... Мы с ним ещё обсудим это...


 
 


          Здание Училищного корпуса колонии в Изваре.
     "Всё особенное, Всё милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре..." Писал Николай Константинович Рерих - выдающийся русский художник, учёный, писатель, общественный деятель в листе дневника "Самое первое" в 1937 году. Извара - старинная русская усадьба, с которой связаны детские и юношеские годы Н.К.Рериха. С начала XVIII века Изварой владели Шереметьевы, Трубецкие, Салтыковы и др. https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2625
     По семейному преданию Рерихов среди владельцев Извары был и граф Воронцов... В 1872 г. у отставного гвардии капитана К.П.Веймарна усадьбу приобрёл К.Ф.Рерих, отец художника. Родители Н.К. Рериха владели Изварой до 1900 года. У следующих владельцев в 1913 году усадьбу выкупило Министерство юстиции для размещения Детской Земледельческой колонии.
     А занимался этим родной брат мужа сводной (родной по матери) сестры Александра Александровича Яковлева - Михаил Павлович Беклешов, знаменитый в своё время педагог. Он и пригласил моего дедушку, недавно вернувшегося из Болгарии проектировать и строить здания колонии, органично вписавшиеся в комплекс старинной усадьбы.
     Совсем недавно, 21.09.2006. в Изваре состоялась НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Извара как памятник природы, истории и культуры», посвященная Дню рождения Николая Рериха и 90-летию создания в Изваре комплекса Детской Земледельческой колонии.
     Приведу цитату из рекламы этого мероприятия, которую нашла
.
"В день конференции в музее будет открыта выставка, посвященная 90-летию создания комплекса Детской колонии и 140-летию профессора М.П. Беклешова, известного русского педагога, директора колонии. Земледельческая колония была перенесена в Извару осенью 1916 года.

Здание Училищного корпуса колонии в Изваре со стороны встроенной церкви Казанской иконы Божией Матери.
Она и сейчас открыта для прихожан.

http://i071.radikal.ru/0902/6e/d05eb1d21a2c.jpg

 

 

 

 

     Нашла вот в Интернете фотографии Извары 1971 года…

     Не привожу ссылку, так как в материале масса ошибок. А сами снимки интересные. Так я и не понимаю, сохранился ли деревянный корпус… Такое интересное здание!… У кого поднялась рука его уничтожить? С 1971 года никаких экстремальных событий в этом районе, вроде, не было…

 

http://s54.radikal.ru/i145/1109/81/95f01676e711.jpg

 

 

 

 

 

http://s40.radikal.ru/i088/0902/c5/12190a5c6ba8.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 http://i072.radikal.ru/0902/78/9aeda8895130.jpg
 


https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2622
     Специально для размещения воспитательного учреждения в 1914–1917 гг. в Изваре по проекту А. А. Яковлева выстроили комплекс с Казанским храмом. Юные колонисты занимались общественно-полезным трудом, оказывающим положительное влияние на их воспитание."
    Приведу цитату из статьи Л.А.Нифонтова (1979 г.) "К 100-летию со дня рождения А.А.Яковлева" "В 1912 году с окончанием строительства собора в Софии А. А. Яковлев возвращается в Петербург. Здесь он строит пятиэтажное здание приюта для детей и, кроме того, проектирует и строит (в Изварах, близ Гатчины) земледельческую колонию на 200 воспитанников: шесть корпусов-общежитий, здание школы с мастерскими, три завода - кирпичный, известковый и деревообделочный, церковь (выделено мною И.М.Я.)."
     До наших дней кроме здания Училищного дома сохранилось несколько хозяйственных построек Земледельческой колонии и полуразрушенные остатки цементного (известкового) завода, созданного дедушкой для работы воспитанников колонии. Завод этот давал цемент до середины 80-х годов (прошлого века)

На снимке то, что сохранилось от спроектированного А.А.Яковлевым цементного завода колонии в Изваре.

Приведу здесь занятный разговор об этом заводике.


     "- А что это за странный завод в Изваре? Напротив автобусной остановки? Похож на металлургический - и печи есть, и золоотвал (шлакоотвал), кто и когда построил? И еще - вроде, никаких месторождений поблизости нет, так зачем его в Изваре построили - гнать вагоны, строить подъездные пути к нему, рабочих из Волосово возить?
     - Дык там вроде кроме известкового завода ничего нету?
     - Закрыли, когда устраивали музей Рериха в годы застоя. Рабочие всё больше в самой Изваре жили. Здорово на "Аврору" похож в нынешнем виде. Процентов на 80 довоенный, встречаются и дореволюционные части.
     - Между прочим, в зданиях завода, ныне полуобрушенных, был в войну концлагерь немецкий. Такая вот преемственность.
     - Говорят, создан в 1920-е(-)
     - Ты что, ты только посмотри, как он сделан, так в годы разрухи не строили. Это барские штучки. Там шамотник в три слоя с аглицкими клеймами, а в 20-м году с Англией еще не торговали, они нам даже кокс перестали поставлять. Так что барское дело это, не сумлевайся. Вокруг всяких сараев могли и позже настроить, но печи точно дореволюционные.
     - Ты можешь смеяться, но мне только что позвонил из Извары музейный археолог (по другому делу), я с пристрастием спросила. Мне было отвечено, что завод уже работал к 1914-му году, когда в Извару въехала Санкт-Петербургская земледельческая колония и ремесленный приют. Так что плюнь в этих экскурсоводов жеваной морковкой."

     Вот так... Ездят туда довольно многочисленные туристы. Даже в печи лазают. Это их фотографии я здесь привела как иллюстрации. В 1984 году в Изваре после реставрации открылся "Музей-усадьба Н.К.Рериха". Но вернёмся к моему дедушке А.А.Яковлеву, постоившему колонию в Изваре


     Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война.
В 1914 году по мобилизации он был отправлен на Охтинский военный завод (под Петербургом)... так пишет Т.Кучерова. Это - не точно. Завод назывался "ОХТЕНСКИЙ ЗАВОД взрывчатых веществ - близ Спб. В исторической справке из "Военной энциклопедии" написано, что завод "назначен для производства гремуч. ртути и тринитротолуола (тротила) и для приготовления разн. рода капсюлей и детонаторов. Завод ведет начало от "Капсюльного заведения", основанного в 1845 г. в виде отдела Спб. патрон. завода. В 1896 г. при капсюл. отделе б. выстроен мелинит. отдел и в 1898 г. оба отдела б. присоединены к О. порохов. заводу, при чем технич. частью их заведовал пом-к (по взрывч. произв-ву) нач-ка О. завода. В 1902 г. отделы составили самостоят. завод с особ. нач-ком. С конца 1907 г. в заводе б. прекращена фабрикация мелинита, a в 1908 г. введено произв-во тротила" ... эту справку мне тоже Филиппов прислал. Спасибо, Евгений Владимирович! А в марте 1916 завод был взорван, и дедушка назначен ответственным за восстановление зданий мастерских завода.(это опять из Трудового списка... Он у меня приведён в статье Род Яковлевых в документах, примерно в середине)
     А с 1917 года работал он на Кулебакском горном заводе заведующим хозяйственно-строительным отделом, одновременно занимаясь архитектурным проектированием. С этого времени и до конца жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем.

     Не могу не рассказать здесь, что вытащил моего дедушку с семьёй из голодного и холодного революционного Петербурга второй Беклешов, Николай Павлович, брат Михаила Павловича, директора колонии.
Николай Павлович Беклешов был женат на сводной (родной по матери) сестре Александра Александровича Яковлева. До революции он был управляющим этих, до сих пор мощных, металлургических заводов, а после - главным инженером.


     В 1920 году А.А.Яковлев занял должность заведующего техническо-производственным отделом Выксунского металлургического завода, а в 1924 году получил приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью Нижегородского губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. В Нижнем в это время работали его коллеги, зарекомендовавшие себя еще до революции. Это Е.М.Мичурин - известный ярмарочный архитектор, П.А.Домбровский - автор Дома трудолюбия им. Рукавишниковых (здание «Нижполиграфа») и другие. Работали в городе и молодые специалисты, закончившие советские архитектурные вузы - В.Вагин, В.Медведев, Ф.Ломунов и др. Тем не менее, несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение. И когда в конце 1925 года городские власти принимали решение о начале строительства многоэтажного жилого дома, то проектирование и руководство строительством поручили именно Александру Александровичу.



Семья моего дедушки в августе 1925 года.
Все пятеро сыновей рядом. Мой будущий папа справа,  он самый старший.
Шурик слева. В центре сидит маленький Кирилл. Над ним – Володя.
С другой стороны Митюша, которого не стало (менингит) в следующем
1926 году.


     Постройка  дома на пересечении улиц Дзержинского (Алексеевской) и Пискунова явилась важной вехой в переустройстве города. Возведение первого крупного капитального многоэтажного здания ознаменовало собой переход к качественно новой архитектуре, призванной подчеркнуть успехи социалистического строительства. «Чернопрудский небоскреб» - такое прозвище получил этот дом по двум причинам. Во-первых, из-за местонахождения у бывшего Черного пруда (о нем напоминает лишь название, да небольшой сквер, а ведь когда-то пруд был излюбленным местом отдыха горожан). Во-вторых, за свою высоту по сравнению с окружающими домами: он имел четыре этажа, угловую часть венчала надстройка еще в один этаж. По тем временам это действительно был небоскреб! Его фотографии в  статьях  "К 100-летию А.А.Яковлева" и Творения А.А.Яковлева

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2588

     Первый этаж был занят магазинами, три верхних этажа были жилыми, здесь находилось более 30 двух- и трехкомнатных квартир с просторными прихожими, кухнями, ванными, туалетами и кладовыми - невиданная роскошь! Эти квартиры являлись, говоря современным языком, элитными, хотя и строились для рабочих. Строительство дома находилось в центре общественного внимания, и было завершено всего за два года.

     В непосредственной близости от “Чернопрудского небоскреба” Яковлев запроектировал целый комплекс из пяти четырехэтажных жилых домов на пересечении улиц Алексеевской (в то время Ф.Дзержинского) и Грузинской. В 1928 году началось их строительство. Господствующим архитектурным стилем в конце 1920-х годов становится конструктивизм, что сказалось на объемно-планировочной концепции данного комплекса. Архитектура зданий более простая и четкая, упор сделан на их функциональности. Между тем, Яковлев не отказывается и от архитектурных «украшательств», которыми стали пренебрегать многие его коллеги. Фасады пластичны благодаря скупым, но выразительным архитектурным элементам.

     Новшеством по сравнению с предшествующей практикой явилось и то, что в проекте был проработан не только архитектурный облик здания, но и его окружение: предусмотрены детские площадки во дворе, места для отдыха, озеленение - все, что сегодня входит в понятие “градостроительное решение объекта”. Таким образом, Яковлева можно считать первым градостроителем советской эпохи в нашем городе, поскольку он ставил перед собой принципиально новые задачи освоения городской среды. Мысль зодчего воплощалась в объектах, не только превосходных, но и превосходящих по своим размерам прежнюю застройку, задающих новый масштаб последующему строительству. Они и сегодня кажутся гигантами, эти “яковлевские” дома!

     Хочется несколько слов сказать об отношении Александра Александровича к жене своей, Юлии Петровне... Это была удивительная пара. Дед был влюблён в бабушку всю свою жизнь. И рисовал её каждую свободную минутку. На этом портрете нет никакой подписи. Я не знаю, когда он написан, но очень люблю его. Люблю рассеянно-задумчивый взгляд моей бабушки, которую я знала не такой молодой, но такой же ласковой, хлопотливо-внимательной ко всем, кто рядом. Мне было всего семь лет, когда я видела бабу Юлю в последний раз. Мне хочется, чтобы память о ней жила долго-долго. Потому и пишу эти строчки.


     Бабушка всегда была в курсе всех дел моего деда. Она была главным советчиком деда, главным цензором его проектов. Александр Александрович очень много работал, работал, как проклятый... Но у него был ДОМ. И этим ДОМОМ была бабушка. Это всегда был надёжный тыл.


     Среди новостроек тех лет - не только жилые, но и общественные здания. Новаторство архитектора ярко выразилось, например, в планировке школы им.10-летия Октября на Верхневолжской набережной, построенной в 1928 году (в настоящее время это здание принадлежит НИИТО). Школа по своей функциональной схеме кардинально отличается от дореволюционных: здесь были актовый и спортивный залы, мастерские, столовая и даже обсерватория! На смену прежней коридорной системе с двусторонним расположением классов приходят широкие коридоры, освещаемые с одной стороны естественным светом, льющимся из огромных окон. Это была первая в городе школа нового типа. (Фотографии в статьях "К 100-летию А.А.Яковлева" и Творения А.А.Яковлева. Рядом с ней на набережной по проектам Яковлева возводится несколько жилых зданий, выгодно отличающихся своим внешним обликом и комфортом от массового типового строительства последующих лет.

     В 1930-е годы творчество архитектора раскрылось еще и с другой стороны. Одним из лучших его произведений был признан  памятник жертвам 1905 года.

http://s60.radikal.ru/i167/0901/71/456990272ad9.jpg

     Он установлен на площади Свободы (бывшей Острожной, названной так из-за тюремного замка, где томились в застенках видные деятели революционного движения). Автор проекта выступил и как архитектор, и как художник: эскиз панно выполнен им лично. Любопытно, что в качестве материала для памятника использованы гранитные блоки, предназначавшиеся в начале века для постамента другого памятника - Минину и Пожарскому работы Мартоса, призванного украсить главную площадь города. Но памятник героям 1612 года оказался в Москве, а гранитным блокам нашлось другое применение. Бесхозным глыбам Яковлев придал вид динамически нарастающих объемов, символизирующих баррикады.

 

http://s43.radikal.ru/i101/0901/b1/fdff94dc1494t.jpghttp://s43.radikal.ru/i101/0901/91/d79a9d0ad894t.jpg

 

     На их поверхность нанесены фамилии борцов за дело пролетариата, венчает сооружение вертикальный объем с панно, на котором изображен восставший народ. Данный монумент не был дебютом Яковлева в мемориальной архитектуре. Еще в 1927 году им был спроектирован памятник В.И.Ленину в Сормове на ул. Коминтерна возле школы Баррикад (автор скульптуры В.В.Козлов)(Фото в статье Творения А.А.Яковлева).

     В 1933-1935 годах направление советской архитектуры вновь начинает меняться. Был выдвинут лозунг освоения классического наследия, что впоследствии проявилось в постройках «сталинского ампира», являющихся лучшими образцами зодчества советской эпохи. Но переход от аскетичного конструктивизма к «реабилитации» парадного декора произошел не сразу, и эта стилистическая неопределенность сказалось на таких постройках Яковлева, как студенческое общежитие Института водного транспорта с кинотеатром “Рекорд” в квартале улиц Алексеевской и Пискунова, стоящее напротив общежитие преподавателей этого же института на Алексеевской, гостиница в Сормове и др.(Творения А.А.Яковлева)

     В 1935 году А.А.Яковлев получил ответственное задание спроектировать жилой комплекс завода «Нефтегаз» на Варе (ныне - угол ул. Коминтерна и 50-летия Победы). Участок в непосредственной близости от промышленной зоны, на пересечении крупных транспортных магистралей с градостроительной точки зрения был очень сложным и требовал крупномасштабного композиционного решения, с чем прекрасно справился архитектор. Даже сегодня дом 2 по ул. Коминтерна поражает своей монументальностью и вызывает восхищение, чему способствует и недавно произведенный группой компаний «Кварц» фасадный ремонт здания.Назовем еще два дома, построенных архитектором на территории современного Московского района, правда, уже в послевоенные годы, это жилые дома по обеим сторонам от ДК «Орджоникидзе» (15, 19 по ул. Чаадаева).
     Но вернемся в центр города, который в 1937 году украсился сооружением, важным как для творческой биографии А.А.Яковлева, так и в градостроительном аспекте. Речь идет о Первом доме по ул.Минина. Он был первым не только из-за номера, но и потому, что являлся «правительственным»: был выстроен для семей партийно-хозяйственной верхушки Горьковской области. Фотографии в "Творения А.А.Яковлева". В доме был лифт, обслуживала его прислуга. Крупное шестиэтажное здание скромно отступило от площади Минина и Пожарского, застроенной памятниками XIX века, образуя тем самым небольшую площадь-курдонер, в центре которой позже был установлен скульптурный бюст Кузьмы Минина работы Кикина. Таким образом, здание, превосходящее по высоте окружающую застройку, не акцентирует на себе внимание и не мешает целостному восприятию площади.

     Сегодня (11.01.2009) впервые узнала, что и моего дедушку не обошла горькая участь обвинённого в шпионаже и посаженного в тюрьму. http://lists.memo.ru/d38/f299.htm

     К счастью, всё-таки не долго мучался он и вся семья Яковлевых.

     Вот какая информация в «Книге памяти Нижегородской обл.»

- " Яковлев Александр Александрович

Родился в 1903 г., Болгария, г. Софии; ст. архитектор Горсовета. Проживал: г. Горького.
Арестован в 1938 г.
Приговорен: , обв.: 58-6.
Приговор: 1, 5 мес."

     Конечно, нельзя не отметить, что в информации – куча ошибок.

     Родился дедушка в Санкт-Петербурге в 1879г., но в Софии, в Болгарии действительно работал, и ст. архитектором действительно был, и проживал в г. Горьком. Почему теперь пишут, «Проживал: г. Горького» Непонятно! Мне кажется, что бывшее имя города (Горький) нельзя менять по своему усмотрению…

     Представляю, как переживала бабушка… Ведь ожидать можно было чего угодно. Меня в очередной раз поразило огромное количество осужденных. Не поленилась и посчитала в этом списке жертв политических репрессий… только мужчин Яковлевых 2520 человек… А ведь что такое эта 58-6 статья? –

     - «58-6. Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов Союза ССР, — высшую меру социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзных республик и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда с конфискацией имущества.»( http://his95.narod.ru/doc22/st58.htm )… Подумать страшно… И ведь нашёлся какой-то подонок, который выдвинул против заслуженного человека, великого труженика – архитектора-художника А.А.Яковлева, это обвинение…

     Никогда не слышала дома, чтобы говорилось об аресте дедушки. Видно, берегли родители неокрепший разум подрастающего поколения…

     А сегодня (17.03.2009) получила в письме от Мити (из Нижнего Новгорода)  такую информацию: " Дело в том, что дедушка не сидел. Никогда! Речь идет о дяде Шуре, который был арестован в 1938 году по анонимному доносу и выпущен перед самой войной. Потому и Болгария указана местом рождения, а в годе рождения просто ошибка."

     Вот так... Но пусть уж останется здесь весь этот текст… Будет понятно, как приходила информация, как она изменялась. Теперь ясно, что в тюрьму по ложному доносу попал мой дядя Шура, сын моего дедушки, тоже архитектор - Александр Александрович Яковлев (мл.). Конечно, он тоже совсем этого не заслужил.

      Продолжаю статью о дедушке…

     За период с 1935 по 1941 год А.А.Яковлев выполнил проекты станции «Родина» детской железной дороги в Канавине. Фотографии в статьях "К 100-летию А.А.Яковлева" в самом конце и "Творения А.А.Яковлева" , жилого дома на ул.Ошарской, школы партийного строительства (пр.Гагарина, 10) и др. В тяжелые военные годы архитектор участвовал в проектировании бомбоубежищ и разработке маскировки важных промышленных объектов. В 1943 году Александр Александрович начал проектировать монументальную лестницу у памятника В.П.Чкалову. (Фотографии там же).

http://s56.radikal.ru/i151/0901/cf/d71d2b610bcf.jpg

Это сегодняшний снимок лестницы.
 https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2624
 
 
 
 
 
     Обратите внимание... Справа Александр Александрович Яковлев поднял на Вас глаза от чертёжной доски, а баба Юля вся в проекте. И так было всегда... и папа об этом рассказывал и дядя Шура...

     Всё и всегда придумывали вместе. Потом дед рисовал эскизы, а бабушка критиковала, потом дед создавал чертежи, а бабушка проверяла все маркировки и стандарты... А в результате получались красивые здания, памятники... На фотографии за спиной у деда три его сына. Мой папа(Михаил Александрович Яковлев) в военной форме. Он ещё не успел демобилизоваться после войны. Рядом с бабушкой младший их сын - Кирилл Александрович. А с другой стороны от папы - дядя Володя (Владимир Александрович Яковлев). Нет только дяди Шуры. Он позже других вернулся с фронта. Дядя Шура унаследовал от отца не только имя, отчество и Фамилию, но и профессию.

 

     Хочется здесь процитировать начало газетной статьи о дедушке, которую я полностью привожу в своей работе"Яковлевы и др."


"Старейшина нижегородских архитекторов.

К 90-летию со дня рождения А.А.Яковлева":


     "Нижегородские архитекторы и строители старшего поколения хорошо знают этого человека. Они помнят и его обаятельную улыбку, и его задушевный, спокойный разговор, и то, как он всегда куда-нибудь торопился с чертежами под мышкой: на заседание экспертного совета, на стройку, на совещание какой-либо комиссии, в проектную организацию. Казалось невероятным, как он успевал справляться с той колоссальной по объёму творческой работой, которую выполнял изо дня в день всю свою жизнь!"


     И ещё... " Его неуёмная любовь к архитектуре, его исключительное трудолюбие поражало всех. Поражало и заставляло его уважать."


     Выдающийся архитектор скончался 4 октября 1951 года. Ушел из жизни человек, чья широкая эрудиция и высокий уровень мастерства снискали всеобщую любовь и уважение. А память о нем продолжает жить в его постройках, хотя и утративших за последние годы роль градостроительных доминант, но приобретших статус памятников архитектуры советского периода.

Литература:
-Нифонтов Л.А. От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому //Записки краеведов. - Горький, 1979.-С.35-46.
-Софронов И. Градостроитель // В большом городе.-2004.- 4 (март).-С.10-12.
-Виноградова Т. Из истории одного памятника // Голос ветерана. 2004. - № 36 (сент.).- С.12.

Хочется сохранить для потомков снимок всей семьи Яковлевых в Горьком летом 1947 года.
Дедушка мой - Александр Александрович Яковлев (ст.) держит меня на коленях, бабушка - Юлия Петровна рядом, в центре - Кирилл Александрович Яковлев, дальше - Ксения Юрьевна Стравинская - жена Александра Александровича Яковлева (мл.), справа - он сам, мама моя держит Мишку на руках, рядом с ней стоит Владимир Александрович Яковлев. Папа мой (Михаил Александрович) тоже рядом. Но он с фотоаппаратом. Жалко, что на него не посмотреть!

https://baza.vgd.ru/file.php?fid=2704

 

 

##spec_prev_next_0010003220107##

счетчик посещений с 22.07.2011



Текущий рейтинг темы: 1.0000



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта