Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Самуэль Сурмец – первый эстонский автогонщик.


Статья из серии "Автомобильная история России"

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Капризы памяти »   Самуэль Сурмец – первый эстонский автогонщик.
RSS

Автор статьи: С.В. Кирилец 11.01.2009
Первоисточник: Сайт И.М.Яковлевой http://sundry.wmsite.ru/
Страницы: 1 2 #


Эту статью автор - Станислав Васильевич Кирилец прислал мне вместе с новогодним поздравлением и хотел, чтобы я поместила её на своём сайте... Но как же можно изменить моим читателям здесь... на vgd? Статья продолжает серию "Автомобильная история России"... Предлагаю её Вашему вниманию.
И.М.Яковлева

Самуэль Сурмец – первый эстонский автогонщик

Автор статьи: Станислав Кирилец




Первый известный эстонский автогонщик Самуэль Сурмец был рождён 17 ноября 1874 года в посёлке Пельве Лифляндской губернии (ныне город Пылва, Эстония). Он был крещён под именем Само, но по российским документам был записан на русском языке как Самуэль Янович Сурмец. В документах на эстонском языке его имя было Samo Suurmets, а в документах на немецком – Samuel Surmetz. Семья Сурмец принадлежала к дворянскому сословию. Родители Самуэля Сурмеца владели кирпичным заводом в Пельве и имели пятерых детей – у Самуэля Яновича были еще три сестры и брат. В ранней молодости он ушел из родного дома и путешествовал по миру. В это время он получил высшее техническое образование, научился управлять автомобилем и в конце XIX века вернулся в Российскую Империю, поселившисъ в её столице Санкт-Петербурге. Вероятно в 1899 году Самуэль Сурмец приобрёл своё первое механическое транспортное средство в самом большом в то время автомобильном магазине России – Торговом доме «Победа» – французский трицикл марки «Клеман» двигателем «Астер» и с 1900 года он стал активным участником различных автомобильных соревнований.

Очевидно первое соревнование, в котором С. Сурмец принял участие, была гонка на кубок Общества велосипедой езды Санкт-Петербурга, которая состоялась 16 января 1900 года по маршруту Александровская – Красное Село – Гатчина – Пулково – Алаксандровская на дистанции 65 вёрст. Дебют был неудачным – машина С. Сурмеца безнадежно застряла в снегу на последнем этапе, её вызволяли из сугробов уже после гонки. Вот как описывал эту гонку её победитель Вадим Михайлов: «Александровка... На старте мы выстроились по порядку номеров, а у меня как раз был № 1. Рядом слева стоит Степанов, за ним Сурмец – мой главный конкурент и Танский - оба на сильных машинах. У Сурмеца, как теперь помню, был «Астер»... Нас фотографируют, а затем – пожалуйте к старту.

Традиционные две минуты проходят довольно быстро, я успеваю надеть очки, а шапку подвязать так и не пришлось, о чем очень беспокоился кое-кто из зрителей... Команда «вперёд» – работаю энергично педалями, несколько звучных «чик, чик, чик» – вспышек в цилиндре – закрываю «сжатие» – и вот я веду гонку, – хорошим ходом, вёрст 40 в час, несмотря на снежную дорогу... Дорога была снежная, но снег лежал ровным плотным слоем. Накануне я осматривал дорогу и знал, что на Волхонке она ничего себе, лишь у мостиков, перед Коеровым, два снеговых завала. Не доезжая этих завалов, я услышал резкий шум мотора за собой. По звуку я сразу узнал своего главного конкурента Сурмеца. Но обойти себя я не дал; завалы были перед самым носом; с полного хода врезаюсь в них, колёса разбрызгивают тучу снега, и скоро я затёрт... Соскакиваю с мотора, тащу его за руль и таким образом пробиваюсь через снежные сугробы. Вижу, что за мной Сурмец проделывает ту же операцию, но когда он садится на мотор, я уже спускаюсь полным ходом с Коеровской горы, версты 3 после которой Сурмец меня все-таки нагоняет. Начинается «резня», мы идем рядом, но обогнать меня Сурмец никак не может. После поворота на Красное Село, я наконец далеко ухожу вперёд, а Сурмец окончательно отстаёт».


Весной и летом 1900 года Самуэль Сурмец принимал участие во многих «гонках моторов», поначалу без особого успеха. Неудачно кончилась для него следующая 130-верстовая гонка Луга – Санкт-Петербург, устроенная весной 1900 года журналом «Самокат». На гонку записались несколько трехколёсок и один автомобиль, победил француз Ипполит-Огюст Дешан на трицикле «Клеман», единственный из гонщиков, доехавший до финиша. По словам Михайлова «...с Сурмецом тоже случилось какое-то недоразумение…», а по рассказам других участников Самуэль Сурмец на последнем этапе заблудился и вместо цели поехал назад в сторону Гатчины...Но уже 17 декабря 1900 года на французском трицикле «Клеман» с двигателем «Астер» мощностью 4 л.с. он стал победителем зимних 40-верстовых гонок, организованных журналом «Спорт» на Волхонском шоссе под Петербургом по маршруту Александровская – Стрельна – Александровская. Несмотря на тяжёлые дорожные условия – заснеженную трассу и 25-градусный мороз, Сурмец прошёл дистанцию за 1 час 46 минут 24 секунды, показав очень высокую по тем временам среднюю скорость 55,2 км/час. Как писал журнал «Спорт» это был «всемирный рекорд в таких условиях... ...17 декабря конские бега в Санкт-Петербурге были отменены по случаю холода, так как ни одна лошадь не могла бежать в такой мороз. Моторы же развили скорость такую же, как лошади». Через несколько дней на ипподроме в Стрельне Сурмец занял первое место в кольцевых гонках, пройдя 7,5 версты за 9 минут 25 секунд.



Самуэль Сурмец за рулём трицикла «Clément-Aster», 1900 г.


В этот период интерес общества к автомобильным соревнованиям постоянно увеличивался и, главным образом, потому, что в них принимали участие автомобильные и торговые фирмы – «конюшни», как их называли спортсмены. Их борьба в каждом состязании представляла несомненный спортивный и коммерческий интерес. Таких «конюшен» в начале ХХ века в Петербурге было три: Торговый дом «Клеман-Гладиатор-Фебус», за который выступали гонщики Генрик, Барбэ, Дешан и Михайлов, Акционерное общество «Старлей» (гонщики Мази и Алексеев) и Торговый дом «Победа», за честь которого боролись его владелец Фёдор Танский и Самуэль Сурмец, поступивший к Танскому на службу в качестве автомеханика. С. Сурмец был обеспеченным человеком и эта служба была его настоящим призванием, не являясь основным заработком.

4 марта 1901 года состоялась третья и последняя традиционная зимняя гонка, которая организовывалась при поддержке Общества велосипедной и автомобильной езды на дистанции 65 вёрст по кольцевому маршруту: Александровская – Гатчина – Красное Село – Стрельна – Александровская. Снова победил Самуэль Сурмец на трицикле «Клеман» двигателем «Астер» . Он финишировал толкая свою машину, по словам Михайлова: «...под конец мотор пришлось вести в руках...»; его результат – 3 часа 58 минут 30 секунд – средняя скорость 17,4 км/час.

3 июня 1901 года под проливным дождём состоялась гонка на Волхонском шоссе по 40-верстовому маршруту Александровская – Стрельна – Александровская, организованная журналом «Спорт». В ней приняли участие всего два спортсмена, оба из команды Торгового дома «Победа» – Сурмец и Танский. Победил Сурмец, пройдя маршрут за 51 минуту 7 секунд, а Танский, несмотря на то, что мощность его машины была в два раза больше, прошёл дистанцию за 1 час 31 минуту 10 секунд, значительно отстав от лидера. Нежелание других петербургских автомобилистов участвовать в гонке можно объяснить подготовкой к предстоящему пробегу Москва – Петербург.

«Гвоздём» спортивного сезона 1901 года стала третъя «гонка моторов» по маршруту Москва – Санкт-Петербург, старт которой состоялся 4 июля. Самуэль Сурмец, впервые выступивший в таком состязании, был вынужден под Тверью прекратить соревнование, так-как наехал на камень и его трицикл вышел из строя. Победу одержал экипаж Луи Мази и Вадим Михайлов на автомобиле отечественного производства «Старлей-Бертран» с мотором «Астер» мощностью 6,5 л.с., пройдя 600-верстовую дистанцию за 37 часов 50 минут со средней скоростью 18,3 км/час.

26 сентября 1902 года в очередной раз на была проведена 60-верстовая гонка по маршруту Стрельна – Красное Село – Гатчина. На сей раз организатором соревнования выступил недавно основанный знаменитым русским автомобилистом-спортсменом А.П. Нагелем журнал «Автомобиль», который и учредил приз для победителя. Состав участников был весьма значителен – 16 автомобилей, среди которых находились и довольно мощные машины, как считавшийся фаворитом 24-сильный французский «Панар-Левассор» гонщика А. Коровина, а закончили гонку только восемь машин. Первое место в этой гонке занял выступавший за команду Торгового дома «Победа» Самуэль Сурмец на французском автомобиле «Жорж Ришар» с двигателем мощностью 10 л.с., пройдя дистанцию за 1 час 25 минут 41 секунду.

В 1903 году Самуэль Янович Сурмец снизил свою активность в автомобильном спорте. Работа механика в быстро разрастающемся автомобильном отделении Торгового дома «Победа» и общественная деятельностъ в учреждённом 24 ноября 1902 года Санкт-Петербургском Автомобиль-Клубе (СПАК), членом которого стал Сурмец, отнимала много времени. В следующем году разразилась Русско-Японская война, вслед за ней начались политические беспорядки Первой русской революции и экономический кризис. Эти события весьма неблагоприятно отразились на развитии российского автомобилизма, вплоть до 1907 года автомобильно-спортивные мероприятия в Российской Империи были практически парализованы.


Возвращение Самуэля Яновича Сурмеца в «большой спорт» произошло в 1909 году. Летом 1909 года имело место главное событие спортивного сезона – Международное дорожное испытание автомобилей по маршруту Санкт-Петербург – Псков – Рига – Санкт-Петербург протяжённостью 1100 вёрст. Соревнование было организовано Санкт-Петербургским Автомобиль-Клубом совместно с Российским Автомобильным Обществом (РАО) при поддержке Военного министерства и Министерства путей сообщений. 14 августа стартовало 23 машины, а 18 августа финишировало только 15. Всего восемь экипажей закончили соревнования без штрафных очков. На промежуточный финиш в Риге первым пришёл 50-сильный автомобиль «Опель» Торгового дома «Победа», которым управлял Самуэль Сурмец. А на станции Александровская под Петербургом 18 августа первым финишировал Франсуа Донье на автомобиле «Мерседес», пройдя всю дистанцию за «холодное время» (без учёта остановок и перерывов на отдых) за 13 часов 1 минуту со средней скоростью 90,5 км/час. Сурмец финишировал вторым, таким образом, заняв второе место в общем зачёте и первое в категории I, и получил приз Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба – роскошную хрустальную вазу в серебряной оправе. Его время в пути было около 14 часов, средняя скорость – 73 км/час.

Торговый дом «Победа», представлявший в России среди прочих немецкую фирму «Опель», незамедлительно использовал этот успех в коммерческих целях, выдвинув рекламный лозунг: «Где «Опель», там Победа – где «Победа», там «Опель»!





Сурмец на старте пробега Петербург – Рига – Петербург за рулём автомобиля «Opel 30/50», стартовый номер 1. Рядом с ним контролёр штабс-капитан Крживецкий. 1909 год.




Справка:


Поставщик двора Его Императорского Величества Торговый дом «Победа», основанный в 1892 году в Санкт-Петербурге Фёдором Ивановичем Танским, торговал велосипедами, импортными и собственного производства. С 1899 года «Победа» начала попутно торговать мотоциклами и автомобилями, причём многие из них собирались из импортных комплектующих в своей мастерской. Это были мотоциклы бельгийских фирм «Саролеа» и «ФН», французские трициклы «Де Дион-Бутон» и «Клеман», а также французские автомобили «Астер», «Прюнель», «Жорш Ришар» и бельгийские «ФН». Сборка автомобилей продолжалась до 1905 года, после чего «Победа» ограничилась только постройкой автомобильных кузовов и представительством в России зарубежных автомобильных и мотоциклетных заводов, таких как французские «Даррак», «Клеман-Байар», «Делоне-Бельвиль», «Ришар-Бразье», «Лоррен-Дитрих», «Панар-Левассор», «Пежо», немецкие «НСУ», «Опель», итальянские «Бианки», «Аквила Итальяна», «СКАТ», американские «Индиан», «Олдсмобиль», английские «Аргайл», «Гумбер» и «Зингер». В 1912 году, после смерти Танского, управление перешло к Н.И. Соколову, а в 1917 году фирма «Победа» прекратила своё существование.






Сурмец на финише пробега Петербург – Рига – Петербург на автомобиле «Opel 30/50». 1909 г.




В 1910 году Самуэль Сурмец жил в Петербурге по адресу Каменноостровский проспект, дом № 1. Согласно адресной книги Петрограда за 1917 год, С.Я. Сурмец был уже прописан по адресу Морская улица дом № 25. Проживал он в столице не постоянно, вероятно в 1912 году он купил участок земли в Старой Русе Новгородской губернии вместе с мельницей и был там выбран старостой трёх деревень. В 1914 году Старой Русе в возрасте 40 лет С.Я. Сурмец женился на 20-ти летней дочери эстонского землевладельца-переселенца. От этого брака в 1914 году родилась дочь Лидия. В Старой Русе родилась в 1917 году и вторая дочь – Ольга. Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы в их жизнь. Опасаясь репрессий большевиков, дворянин Самуэль Сурмец был вынужден вместе со своей семьёй бежать и некоторое время прятаться у друзей. В 1921 году в их семье родилась третья дочь – Сальма. Позже Самуэлю Яновичу пришлось всю оставшуюся жизнь скрывать своё происхождение – он поменял имя в документах, выбрав себе русскую форму имени своего отца – Иван. По документам 20-х годов он носил полное имя Иван Андреевич Сурмец. Его супруга Ида Сурмец тоже поменяла имя – сначала на Иринью, а потом на Ирину. Скончался Самуэль Сурмец в 1932 году от перетонита, он похоронен в Старой Русе Новгородской области. Семья Сурмец вернулась в 30-е годы в Ленинград, где Ирина Осиповна Сурмец проживала по адресу улица Барочная, дом № 6-«б», кв.1. Она умерла в 30 марта 1962 года.

Всё советское время дочери Самуэля Сурмеца скрывали своё происхождение. Даже в 1972 году, когда эстонский автомобильный историк Валдеко Якобович Венде, разыскивая потомков первого эстонского гонщика, нашёл их в Ленинграде, Ольга Ивановна Сурмец не рискнула рассказатъ правду. Только в 2003 году она поведала своим родным историю жизни своего отца, Самуэля Яновича Сурмеца.


Большое спасибо за предоставленные материалы и активное участие в написании этой статьи Владиславу Паршакову (Новосибирск) — правнуку Самуэля Сурмеца!



Иллюстрации из архивов автора и В. Паршакова.




ЛИТЕРАТУРА:


Венде В.Я. От первого автомобиля до последнего извозчика. Таллин, 1990

Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы в России 1896 - 1917 гг. М., 1994

Мелентьев Ю.А. Автомотострасти Росийской Империи. СПб., 2005

Михайлов В.А. Из былого. СПб., 1910

Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М., 2003

Шляхтинский К.В. Автомобили в России. М., 1993


А личный сайт Ирины Михайловны Яковлевой здесь. Заходите!...

© Kiriletz 2008



Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: 5.0000



Показать комментарии (1 комментарий)
Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта