Версия для печати

-   Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
--  Географический список //baza.vgd.ru/index.php?f=3
--- Береговые Сыреси //baza.vgd.ru/index.php?t=73747




-- Алатырь написал 30 декабря 2007 22:00
Село Б-Сыреси Ичалковский р-он Мордовия ,до революции Ардатовский у.Симбирской губернии.Население русское.Основано 1624г.,предположительно мордвином от имени которого получило название.В дальнейщем д.Сыресева,принявшая большой поток русских переселенцев,обрусела.В сер.19 века в селе числилось 145 дворов .1-й храм сгорел в 1894г.В 1898-99г. прихожане поставили новую дереиянную церковь,освящен-ную во имя Архистратига Михаила.После реквизиции 1935г.храм долгое время просуществовал как склад,в 1972 г.серьезно пострадал от урагана.В 1975г.храм был поставлен на учет как памятник архитектуры,что не помешало довести его до полного разорения.


-- Натали18 написал 7 февраля 2008 19:45
По 1-й ревизии село почему-то не упоминалось. По переписи 1671г. в деревне значилось 18 жилых дворов и 26 «людей». В1686г. -12 дворов и 46 « людей». В1780г. (4 ревизия) – 287 крестьян, из них: 17-дворцовых, 88 – экономических,69 – помещичьих и 53 – не знающих своих помещиков. В 1859г. ( 10 ревизия) в селе было 145 дворов и 1352 душ, из них мужчин -659 и женщин – 693 . Пополнение шло из Алатырского уезда. Последний помещик Беляев. « Имелся строельный лес между деревней Болдасевым и селом Сыресями длиною 7, шириною 5 верст…. Из них ежегодно годные леса к строению мореходных ластовых судов и кораблей рубят работные люди и вывозят на строящие на реке Суре Алатырскую и Порецкую пристани на лошадях зимой, а по вскрытии весной вод, нагружая в суда, отправляют в Санкт-Петербург.» (Т.Г.Масляницкий .Ардатовский уезд.).


-- Nick2008 написал 26 февраля 2008 19:46
Возможно ли ознакомиться с переписью населения? Мой дед, Ласкин Яков Корнилович, родился в 1988 году в Береговых Сыресях. Хотелось бы знать свою родословную. Если у Вас есть информация или ссылки на неё, прошу поделиться. С уважением, Ласкин Николай Владимирович.


-- Алатырь написал 5 апреля 2008 21:50
СЕЛО БЕРЕГОВЫЕ СЫРЕСИ
Мордовия Ичалковский р-он , до революции Тархановская волость Ардатовский уезд Симбирская губерния. Начнем с истории. По ревизским сказкам с 1 (1717), 2 (1748), 3 (1762г.), 4 (1782г.), 5 (1795г.), 6 (1811г.), называются Архангельское Сыресева, по сказскам 7 (1816г.) и 8 (1834г.) село называется Сыресь, а с 9 ревизии (1850г.) БЕРЕГОВЫЕ СЫРЕСИ. . Ближайшия села: Папулево в 1 вер. и Тарханово в 3 вер. Расстояние от Симбирска 192 вер., от Ардатова 43 вер., от Тархановского волост. правл. 3 вер.
Когда появились первые поселенцы в нашем селе –неизвестно, но скорее всего, позже, чем Папулево.И. К. Инжеватов в « Топонимическом словаре Мордовской АССР» пишет, что село основано после 1624г., когда проводилась генеральная перепись мордвы Алатырского уезда. Он же утверждает, что название пошло от основателя населенного пункта мордвина с дохристианским именем Сыресь (сыре/сире – старый- морд.).
По переписи 1671г. в д..Сыресева на реке Алатыре Верхнеалатырского стана значилось 18 жилых домов и 26 « людей». По окладу 1671г. жители с2 ¾ вытей должны были платить медом (с Киринского ухожая)-8,5 пудов, хлебом 19, 5 юфтей и деньгами 8 рублей 22алтына.
Переписная книга мордовских селений Алатырского стана 1686 года зафиксировала тот факт . что крестьяне села участвовали в крестьянской войне 1670- 1671г. под предводительством Степана Разина- количество дворов уменьшилось - 12 ,но количество «людей» увеличилось до 46 за счет естественного прироста .В дальнейщем д.Сыресева,принимает большой поток переселенцев с северо-западных областей Русского государства.Это новокрещенные крестьяне Нижегородского, Ярославского, Суздальского, Ростовского уездов. В основном, это мордва. Среди них одна семья из татар .Новокрещение вновьприбывших проводилось от 7 до 40 лет назад.
В первой же ревизской сказке 1717г. в селе описываются 2 двора , где живут поп Филипп Васильев 40 лет и поп Василий Дмитриев 45л. , двор дьякона Герасима Васильева 30 лет и пономаря Кирилла Канова 60лет с семьями, поэтому можно думать , что село христианизировано давно ( 50-летний Василий Осипов новокрещен 40 лет назад, т. е. в 1677г.) и называется село Архангельское по названию церкви Михаила Архангела.( Престольным праздником в Сыресях до разорения храма в 1977г был Михайлов день.).Всего дворов с вновь пришлыми значится 113, в которых проживают 700человек (мужчины, женщины, дети). В то же время с переписи 1710г.из села бежали 11 семей (скорее всего из-за насильственного крещения), отданы во крестьянство Ростовскому архиепископу 14 семей, во крестянство за Троицкий монастырь 9 семей , помещикам Хилкову 2 семьи, Василию Оболенскому 1 и в Пензенский уезд Стаблину 3 семьи, 5 семей «умре» . В этой переписи почти все из нас, рожденные в наших любимых Сыресях, найдем своих прапрапрапрапрапрапрапрапрародителей.Так, все Давыдовы, Карженковы пошли от Гаврилы 1655г.р.- сходца были от Спасского Ярославского монастыря .Все Храмушины от Степана 1645г.р. принадлежащего вотчине Печерского монастыря , Логиновы от Ивана 1647г.р. . По всем 10 ревизиям и выпискам из метрических книг видно, что женились и замуж выходили за своих сельских .Конечно, были поручители (свидетели старшего поколения), которые следили, чтоб при бракосочетании не было родства до 7 колена. И тем не менее- все мы сыресевские- братья и сестры. Так мои папа и мама оказались 8-юрными сестрой и братом.
Во 2-ю ревизию 1748г.показано 78 дворцовых крестьян и 300 душ принадлежавших разным помещикам и монастырям: 55 душ числились за Кириловым монастырем с. Белозерского, 22 души принадлежали от флота подштурману Алексею Алексееву сыну Хомутова, 25-капитану Ивану Иванову сыну Наумову, 20 – дворянину Льву Никитину сыну Патрекееву и т. д.
В 3-ю ревизию 1761года количество населения несколько уменьшается – около 500 человек(мужчин , женщин, детей), по- видимому , крестьяне как и все население учавствуют в крестьянской войне Емельяна Пугачева. Крестьяне принадлежат помещикам Всилью Иванову сыну Наумову, Андрею Любовникову, поручику Ивану Алексееву сыну Хомутова, прапорщиу Якову Петрову Вышеславцеу, Ивану Степанову сыну Непостоеву, капитану Ивану Алексееву сыну Бельского, Ивану Иванову сыну Рудакова, полковнику Петру Григорьеву сыну Филипова, Панкрату Александрову сыну Хохонева, царевне Дарье Арчиловне Миритинской, Кирилову монастырю Белозерскому, Володемирскому Рождественскому монастырю…
В1780г. (4 ревизия) – 287 крестьян (считались мужчины), из них: 17-дворцовых, 88 – экономических,69 – помещичьих и 53 – не знающих своих помещиков.
В 1859г. ( 10 ревизия) в селе было 145 дворов и 1352 душ, из них мужчин -659 и женщин – 693 .
В 1974г. в селе было 277 хозяйства с населением 787человек.)
По всем 10 ревизиям и выпискам из метрических книг видно, что женились и замуж выходили за своих сельских, брали жен из сел Тарханово, Ведянцы, Вечкусы .
В селе стоял деревянный храм, холодный, перестроен прихожанами в 1828г. из Алатырского кладбищенского храма, перевезенного в с Сыреси в 1827г. по указу Казанской духовной консистории. Престолов в нем было два: главный во имя Архистратига Божия Михаила и в приделе во имяЖивоначальные Троицы. Церковной земли: 1 дес. 980 кв. саж. усадебной и 33дес. пахотной. Притч состоял из священника и псаломщика. Дом у священника общественный, построен на церковной земле, псаломщик жил на квартире.На 1900г.в селе 207 дворов, прихожан 827 мужчин ,895 женщин к В 1894г храм сгорел.В 1898-99г. в центре села на площади прихожане поставили новую деревянную церковь,освященную во имя Архистратига Михаила. В конце 19-го, начале 20-го века священниками служили Иван и Евгений Багрянские, Андрей Утехин. После реквизиции храма в1935г иконы были разобраны по домам.
В нашем доме находилась икона Казанской Божьей Матери – она была большой, писана на дереве, из иконостаса. Одно время моя бабушка прятала ее на чердаке. И когда однажды случился пожар и сгорел целый порядок домов на Околице, огонь остановился на нашем доме- Богородица спасла наш дом. Такая легенда хранилась в семье. Когда на кладбище построили часовню, икону перенесли туда, а потом она исчезла- по- видимому, украли в годы перестройки. В 1972 г. храм серьезно пострадал от урагана ,колокольня разрушилась. В 1975г.он был поставлен на учет как памятник архитектуры.
Это был храм - красавец – больших размеров, высокий. Едешь из Оброчного и- вот - села еще не видно, а Церковь вся как на ладони , колокольня и весь храм как бы парят над землей в окружении вековых сосен.
Летом церковь служила зернохранилищем. Мы, ученики, помогали родителям в уборке урожая. В церкви было всегда прохладно, очень интересно и загадочно. Тучи голубей жили под куполом и на колокольне. Уже ничто нам не вернет эту радость и красоту. Церковь была разобрана, из бревен недоеной сосны «возвели» склад, который по-- моему никому сейчас не нужен. Хорошо –сохранились 2 креста и они были установлены на вновь построенной церкви в Селищах.
Все только в памяти. Как жаль , что главную ценность села наши дети могут увидеть только на некачественных любительских фотографи.
Местность ,которую нынче занимает р-он, раньше очень отличалась от настоящей. Повсюду были леса с небольшими участками, очищенными под пашню. « Имелся строельный лес между деревней Болдасевым и селом Сыресями длиною 7, шириною 5 верст…. Из них ежегодно годные леса к строению мореходных ластовых судов и кораблей рубят работные люди и вывозят на строящие на реке Суре Алатырскую и Порецкую пристани на лошадях зимой, а по вскрытии весной вод, нагружая в суда, отправляют в Санкт-Петербург.» (Т.Г.Масляницкий «Ардатовский уезд») . На левом берегу Алатыря до сосного леса располагается широкая пойма, которая в полую воду хорошо удобрялась и на лугах расли дивные травы, сенокосы сильные. Это позволяло держать много скотины. А «рублевые» поля, о которых вспомнят ли селищенские летописцы? Из писцовых книг узнаем, что население помимо земледелия занималось бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Перед революцией и в первые годы Советской власти многи жители помимо этого занимались кустарными и слесарными ремеслами. Так, все многочисленные мужчины рода Храмушиных, мой дед Давыдов были хорошими плотниками. В летнее время они уезжали в Подмосковье, в Нижегородскую волость строить дома. А мой прапрадед продавал солод.
.Село наше находится на правом берегу реки Алатырь, между селами Селищи и Папулево. Папулево и Сыреси разделяет речушка Пичинейка, а Селищи и Сыреси – Силиевка, которые впадают в Алатырь.В конце Околицы был «Вареничкин» мостик через ручей Татьянка, он втекал в «Заводку»-это такое болотистое место перед Алатырем. А начинался ручей с полей и протекал с Заголявки мимо Мякушиных, Костылевых и к дому Михаила Козлова. Мост назывался Вареничкиным по имени Шуньхиной Варвары, дом которой стоял рядом. На Заводке бьет до сих пор родник , который был огорожен деревянным срубом-Храменков, по имени живущих рядом Храменковых. Вода ржавая- из-за большого содержания железа, но какая же вкусная!
В зависимости от того ,чьи огороды, живущих на Кувае, выходили на реку, так и называли эти участки Алатыря -«Гогорины», «Рыжкины» , а там, где был брод - « Коровьи» .
На опушке леса была дегтярня, там жил и работал Богдан ,он утонул в озере, которое находится между лесом и Тархановом , поэтому так и назвали его- озеро Богдан..Дектярня действовала и в 50-годы. Ближе к ГЭСу на пойме стоял кирзавод. Я помню только кирпичные развалины.А в1957г там работала бригада: Андрей, Иван Новосельцевы, Степан Рыжкин , Капитоныч Кутузов .На 2-х лошадях возили воду и песок с Алатыря ,из леса дрова.
Улицы назывались так: Село, Околица, Новая Линия, Заголявка, Кувай (в переводе с мордовского- длинный), Журавлиха, Козоновка. Мне кажется, по- другому никто не назовет их и сейчас.

По инициативе инспектора народных училищ И. Н.Ульянова в 1876г. в селе было открыто 2-х классное училище .После того ,как была закрыта церковь, в поповском доме сначала была открыта школа, а потом клуб.Деревянная школа ( 8- летка ) , в которой мы учились, была построена после войны- в 1950г. А в 2006г. открыта новая большая школа, в которой учатся 100 детей из с. Селищи, Сыреси, Болдасево, Папулево,Барахманы. Школа построена на Хлыновом болоте, перед старой школой.
Интересные воспоминания о директоре народных училищ Ульянове И.Н. оставил учитель А.А. Волков. «Во время выпускного акта в Порецкой учительской семинарии Илья Николаевич обратился к нашему выпуску с вопросом, куда мы хотели бы идти работать . Мы все 22 человека... ответили хором, что в город. Илья Николаевич посмотрел на нас укоризненно и сказал, что этого, во-первых, и сделать невозможно, во-вторых, в городе культурных сил и без нас много. А потом он нам развил перспективу, показал, что мы такое... какое отрадное и великое дело - быть учителем; надо стремиться идти в глушь, где тьма. И вот, по окончании курса, он назначил меня в село Ибресси Алатырского уезда. А я уже туда заранее съездил, увидел, что там ужас один, одни голые стены, ни парт, ни досок, даже шкафа не было. Я пишу Илье Николаевичу, что туда не поеду... Он вызвал меня и говорит: «Я знаю, что гаже этой школы мир не создавал, но вы покажите себя... и сумейте сами школу поставить, как школу... » ...И вот принялся я за дело, насколько было во мне жару и рвения. И действительно школу поставил и сделал выпуск учеников. В этот же год Илья Николаевич признал меня учителем сведущим и дал мне уже двухклассную школу в селе Сыреси Береговые. Я был назначен заведующим этой школой. В этот же год Илья Николаевич приезжал с ревизией, жил у меня на квартире 2 дня. Человек он был простой. Мундир надевать не любил, говорил, что он его стесняет, и надевал в редких случаях, при официальных посещениях. В черном сюртуке, очень невысокого роста, худощавый, большая лысина с правой стороны, он на нее зачесывал волосы. Во время ревизии, если он замечал какие оплошности, то об этом говорил не в школе... О недостатках он никогда не говорил, что это не правильно, а говорил всегда так: «По-моему, это надо бы сделать так…»
В 1901г зав. мин. училищем был Смирнов Дмитрий Павлович. Это известно из метрик – он участвовал при крещении Давыдова Михаила Николаевича 17.11.1901г.
В конце 30-х годов в селе была почти полностью ликвидирована неграмотность
. Свет появился в домах в 1957г. Был установлен рядом с клубом движок. По улицам поставили деревянные столбы. С 1957 по 1961г. шло строительство ГЭС мощностью300квт.. ГЭС называлась Тархановской, от нее было электрофицировано 7 колхозов.



-- Алатырь написал 8 апреля 2008 9:22
Составляю родословную нашего села, поэтому прошу всех наших связаться со мной. e-meil-/ tata111154@rambler.ru /. Особенно Логиновы, Давыдовы, Храмушины, Карженковы, Мокровы, Шигаевы, Козловы, Ласкины, Филькины,Латаевы,Шунихины, Грызловы, Симоновы,Божедомовы, Кокаревы,Мякушины, Кошуровы, Серовы, Махаловы. Называйте своих пра бабушек и пра дедушек - многие из них есть в моей родословной.


-- Алатырь написал 24 апреля 2008 10:20
Собираю родословную села Береговые Сыреси Ичалковского района МОРДОВИИ.
Мой e-meil // tata111154@rambler.ru //. Просьба связаться со мной всех кто родом из нашего села.


2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru