Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Регистрация на форуме отдельная. Вам же удобнее если имя пользователя и пароль будут как здесь.

Аким Чепухин из рода Чепы


О станичнике г. Волуйки и происхождении его фамилии. Генеалогическое исследование по документам XVII века.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Аким Чепухин из рода Чепы
RSS

Поиск людей с помощью генеалогического сообщества

Автор статьи: А.Г. Чепухин
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 3 4 5 6 #


ии в Малороссию принимали участие волуйские рейтары.
В книге Д.И. Багалея говорится, что «усманцы, ольховчане, звенигородчане, бугославцы, колниболотене, межиборцы, збаражане, зеславцы, тернопольцы и иных заднепрских малороссийских городов жители, которые от войны турецкого султана и крымского хана со 183/1675 года собираются обозом в районе новопостроенного Полатовского вала, на реке Валуе и малого Валуйца». Царь Федор Алексеевич и Боярская дума приговорили разрешить выходцам из Малороссии селиться и строиться между Полатовом, Валуйкой и Новым Осколом, около Усерда в верховьях Сосны. Воеводам, приказным людям и полковникам было велено, чтобы беженцам из заднепровских малороссийских городов, которые пойдут мимо них к Полатовскому лесу и к Валуйке «задержанья никакова и тесноты не чинили, пропускали их в те места недосаждая им ничем, <…> пропускали и держали к ним во всем совет добрый и ласку» . Таким образом, правительство приветствовало процесс малороссийской колонизации и поощряло переселенцев, давая им льготы на 15 лет. Планомерная организация обороны и совместное заселение Поля русскими и украинцами в конечном итоге ликвидировало крымскую опасность для Российского царства.
Возможно, Аким вместе с другими жителями Украины вынужденно покинул свои родные места и искал убежища в России. Лесные дворы Кирилла Санеева как раз находились в верховьях речки Мосея, недалеко от Полатова. Аким нанялся работником к Кириллу и так познакомился с его дочерью.
Своё место в службе и поместную землю служилые люди, уходя в отставку, просили передать «сынчишке» или близкому родственнику, который до этого был у него в помощниках. Так в уже известной нам 1-й станице место атамана Терентия Корякина занял его сын — Семён Терентьев сын Корякин. Вместо ездока Ивана Сидорова сына Носатого заступил его брат Сергей Сидоров сын Носатого. Кирилл Санеев передал службу своему зятю, который до этого 19 лет добросовестно помогал ему по службе и в хозяйстве. Наверное, Кирилл посчитал, что служба многодетному зятю более необходима, чем одинокому сыну. Акима зачислили на официальную службу, когда ему исполнилось 48 лет.

Пашенные земли вокруг города были защищены от татарских набегов надолбами и засеками – системой полевых охраняемых укреплений. С увеличением населения земли под городом стало не хватать. В конце XVII в. в Волуйке возросло число прошений от небольших групп служилых людей о выделении им поместной земли не в общих, а в отдельных полях. Служилые люди сами приискивали пустующие земли в уезде и просили дать их в поместье. Находились они на удалении 10-15 и более вёрст от города. На дорогу до поля и обратно уходило много времени, поэтому вместе с пашней челобитчикам давались места под усадьбы. Таким образом, людям впервые официально разрешалось селиться не в городе и близлежащих слободах, а в уезде, рядом со своими полями. Владения эти были обыкновенно временные, пока ратник находился на государевой службе. Многие деревни и сёла современного Валуйского района были основаны служилыми людьми крепости на рубеже XVII-XVIII веков.
Летом 1693 г. волуйчане «Игнатка Акимов сын Безготков да Окимко Восилев сын Чепухин, Петрушко Тимофеев сын Путилин с товарыщи», всего 21 человек, подали челобитную на имя царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича с прошением о выделении им поместной земли и места под усадьбы . «Великих государей службу они служат по Волуйкам розные, а помесными оклады не верстаны и поместья за ними нет нигде», - просил за них волуйский воевода С.И. Иевлев. Челобитье в Москве в Поместном приказе было рассмотрено и решено положительно. В Волуйском уезде вдоль рек Волуя и Полатовой свободную землю вначале им сыскали и обмерили со свидетелями, так полагалось по закону того времени . Затем 15(26) мая 1694 г. по царскому указу и по грамоте из Приказа пашенные земли (370х3 чети) и место под усадьбы (50х3 чети) челобитчикам отмежевали, по 20 четей «в поле, а в дву потому ж» . Дополнительно были выделены сенные покосы, на всех 2000 копён по первой Полатовской россоше. Вместе с Акимом получили землю его старший сын Пётр, как помощник, и свойственник Фёдор Санеев. В скором времени Аким Чепухин с семейством поселился на правом берегу речки Полатовой и основал «село Чепухина». Первые деревни и сёла в уезде обычно получали названия по фамилии основателя и землевладельца.
Однако, спокойная жизнь на своей желанной и законной земле у них продолжалась недолго. Аким оказался втянут в долгую и досадную тяжбу. В 1696 г. волуйские черкасы подали царю челобитную, в которой жаловались: «… теми сенными покосы по речке Полатовой полковые казаки Аким Чепухин с товарыщи владеть нам, холопем твоим, не велят, и четвертную ищут землю розные чины, пашут и насильно отнимают, потому что у нас, холопей твоих, на те сенные покосы и на четвертную землю крепости утерялись, и оттого мы, холопи твои, разоряемся напрасна».
Данный спор рассматривался в Разрядном приказе и продолжался почти пять лет. Аким – центральная фигура спора, в самом процессе не участвовал. По-видимому, его документы на землю не вызывали сомнения и в ходе следствия даже не привлекались. По чьей-то доброй воле дело повернулось так, что черкасам пришлось вести судебные разбирательства не с Акимом, а с мощной и авторитетной в Волуйке силой - полковыми казаками. Их земли и покосы соседствовали с владениями Чепухиных. Писцы в старину межевали пашни и отделяли друг от друга естественными урочищами, природными ориентирами — оврагами, реками, ручьями, дорогами, лесами, курганами, зарослями кустарника, отдельно стоящими деревьями. Из-за отсутствия чётких границ нередко возникали конфликты о захвате земли.
Первых служилых черкас перевели в Волуйку «на вечное житье» из Тулы и Тамбова в 1639 г. с денежным и хлебным жалованием. В 1646 г. им были даны во временное пользование сенные покосы по речке Полатовой. Черкасы неоднократно жаловались властям о скудости и бедности и просили уравнять их в службе с русскими людьми. В 1651 г. украинским казакам выделили поместную землю по речке Мосея и сенные покосы по Россоши Нагольной и Самострельной. Новое жалованье им давалось взамен, а не в дополнение к предыдущему. Черкасы скрыли и оставили за собой покосы, полученные ранее. А по закону о землевладении того времени за сокрытие используемых земель при получении новых преследовали и строго наказывали. Долгие годы черкасы пользовались покосами по Полатовой, пока в 1694 г. их не отдали Акиму Чепухину с товарищами.
Несовершенные законы, большое количество статей и наказов провоцировали отдельных людей использовать их недостатки в своих целях. Вероятно, этим воспользовались волуйские черкасы, которые придумали ход с потерей документов и представили дело так, что землю и сенные покосы у них насильно захватили. Пострадавшие черкасы обратились за разрешением конфликта к властям. Они просили государя дать новую грамоту и вернуть ранее принадлежавшие земли.
Спорное дело о сенных покосах и четвертной земле рассматривалось в Разрядном приказе в соответствии со статьями № 23 и № 24 писцового наказа для городов Белгородского полка 1686 года. Захват чужой земли расценивался как уголовное преступление. Захватчик должен был вернуть землю прежнему владельцу с крестьянами, строениями, хлебом. Черкасы хотели, чтобы им вернули земли на речке Мосее, которые будто бы захватили станичники Кирилл и Аким Санеевы. В ходе следствия были найдены документы на землю, проведен «сыск» со свидетелями и допрошены спорщики. Выяснилось, что станичникам в 1673 г. землю на Мосее дали по указу, на законных основаниях. Земля, которой они владели ранее, отошла к новопостроенному городу Полатову. Новые пашни им выделили в дачах черкас, которые перераспределили вследствие уменьшения численности людей в службе. Описывать и мерить спорные земли по наказам предписывалось согласно ранее выданным документам на право владения и старым писцовым книгам, излишки отписывали на государя. Дачи полковых казаков и черкас пересчитали на фактическое количество людей. В конечном итоге черкасы спор проиграли. Разрядный дьяк, производящий пересчёт, явно был не на стороне последних. По его мудрёному раскладу казакам поместной земли не хватало, а у черкас она образовалась даже лишняя: «…а за тем доведетца той черкаской земли быть в остатке 1060 чети». Землю черкасам почему-то посчитали без учёта трехполья, то есть площадь уменьшили в три раза.
Волуйка, в отличие от других городов «на Поле», так и не стала «черкаским», украинским городом. В 1707 г. волуйских служилых черкас перевели в Изюмский полк в ведение бригадира Ф. Шидловского. Черкаская слобода за рекой Волуем в память о прежних жителях ещё долгие годы носила название «Панская».
Обращает внимание, что на нескольких листах спорного дела о сенных покосах вместо «Чепухин» записан «Чюпахин». «Чупаха» — это грязнуха, чумичка, неряха, замарашка, образно — грязный; «чупахать» — грязниться, мараться. Возможно, это была шутка разрядного писаря. А может он просто ошибся, когда писал под чью-то диктовку.
Как оказалось, это не единственный случай неправильного написания фамилии Акима. В августе 1699 г. на съезжем дворе дьяк С.Я. Ступин вносил дополнения в личные данные служилых людей . В списке станичников есть Шапухин, так записали нашего Акима. Вероятно, фамилию называл человек с южнорусским говором, для которого характерно «ч» как среднее между «ч» и «щ» и мена «е» на «а». В этом же документе встречаются и другие «неправильные» фамилии: Некрахлов (на самом деле Некрылов), Хордаков (Колтаков), Боров (Бобров), Лутсин (Луншин) и другие, что указывает на невнимательность писаря.
Последняя запись об Акиме найдена в «Годовой сметной книге городов, ведавшихся Белгородским столом 1699 года». В 1-й станице — «ездок Аким Василев сын Чепухин. У него пять сынов: Петрушка 24, Ивашка 21, Сенка 18, Гришка 10, Терешка 7 лет» . По сравнению с 1697 г. отсутствует младший Пронька. Акиму в это время 54 года, на службе он 6 лет.
Что стало в последующие годы с Акимом — неизвестно. В феврале 1701 г. по указу царя Петра Алексеевича для «государева дела» в Троицкий на Таганроге выслали большинство служилых волуйчан. В первой станице вместо Акима Чепухина записан его старший сын Пётр. Помечено, что списки составлялись на основании переписных и разборных книг 1700 года . Значит, в тот год Аким по каким-то причинам передал свою службу сыну. Возможно, он получил отставку по болезни и скоропостижно умер. Может, погиб в бою с татарами, от рук разбойников или сгинул на тяжёлых работах. Похоронен ли Аки

Страницы: 1 2 3 4 5 6 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Быстрый переход в раздел:






Top.Mail.Ru