МОСОЛОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ 1900-1973
МОСОЛОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ 1900, Киев - 1973, Москва. Родился в семье адвоката. С 1903 года жил в Москве. После смерти отца мать Мосолова -
Нина Александровна - певица, выступавшая в Большом театре в 1903-1905 годах под псевдонимом Миллер (1882-1953), вышла замуж за художника
Михаила Варфоломеевича Леблана (1875-1940). Семья поселилась на Большой Бронной улице. В доме часто собирались представители московской интеллигенции: Р. М. Глиэр с супругой, М. А. Оленина-д'Альгейм и др.
Мосолов учился в 10-й мужской гимназии на Большой Никитской улице. В 1918 году добровольно ушёл на фронт в 1-й Московский кавалерийский полк Красной Гвардии. В 1921 году (или 1922) был принят в Московскую консерваторию в класс свободного сочинения Глиэра, затем Н. Я. Мясковского; одновременно занимался фортепьяно.
За годы обучения (до 1925) создал серию романсов, четыре фортепьянные сонаты. В 1925 году избран действительным членом Ассоциации современной музыки. Расцвет творчества Мосолова, тесно связанный с идеями новой, "современной" музыки, в том числе с концепцией конструктивизма, падает на 1926-1928 годы. Концерты из произведений Мосолова чаще всего проходили в зале Государственной академии художественных наук (ГАХН) на Пречистенке, 32. Вся семья Мосолова принимала участие в музыкальных собраниях ГАХН: он сам, его мать,
жена -
пианистка Екатерина Фёдоровна Колобова (1892-1948) прославилась в Москве исполнением музыки российских авангардистов.
В эти годы написаны и исполнены в Москве лучшие сочинения Мосолова: Концерт № 1 для фортепьяно и малого оркестра (опус 14, 1927), симфонический эпизод "Завод. Музыка машин" (ор. 19, 1926-1928); циклы для голоса и фортепьяно: "Три детские сценки" (ор. 18, 1926; на собственные тексты), "Четыре газетных объявления" (ор. 21, 1926; тексты из "Известий"). Другая часть значительных сочинений Мосолова при его жизни никогда не исполнялась (в том числе 1-й струнный квартет, камерная опера "Герой", 1928); большое количество его ранних произведений утрачено.
В 1927 году началась травля Мосолова со стороны деятелей Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). Наряду с названными сочинениями объектом уничтожающей критики стал 4-й акт балета "Четыре Москвы", заказанного в 1926 году четырём композиторам: Л. Половинкину, Ан. Александрову, Д. Шостаковичу и А. Мосолову. Произведения Мосолова перестали исполняться и печататься. В ноябре 1937 года Мосолов был арестован, обвинён в антисоветской пропаганде и заключён в лагеря (Рыбинский район). Письмо М. И. Калинину (март 1938) учителей Мосолова - Глиэра и Мясковского в его защиту, вероятно, содействовало освобождению Мосолова в августе 1938. В ноябре 1942 года Мосолов вернулся в Москву. В это время написаны оперы ("Сигнал", 1941; "Маскарад", около 1944), концерты: для арфы с оркестром (исполнен в 1939), для виолончели с оркестром; несколько симфоний и многое другое.
После 1949 года творческая манера Мосолова заметно изменилась. Встреча с Н. К. Мешко - руководительницей Северного народного хора обратила интересы Мосолова к сочинениям для хоров - академических и народных. Последним значительным сочинением композитора стала 5-я симфония для большого оркестра (1965), посвящённая Мешко.
Источник:
Похоронен на 18 участке Введенского кладбища в Москве.